Среди предков европейцев оказались кавказские «отшельники поневоле»

В родословной современных европейцев оставили свой след охотники-собиратели, которые на протяжении тысячелетий жили в изоляции на Кавказе.

Вскоре после «исхода» из Африки, около 45 тысяч лет назад, группа людей современного вида поселилась на Кавказе. С наступлением Ледникового периода, пик которого пришёлся на время около 25 тысяч лет назад, они оказались изолированы от остального мира. Как показывает новое исследование, после окончания оледенения кавказские «отшельники поневоле» поучаствовали в формировании ямной культуры. С экспансии «ямников» на территорию Западной Европы (около 5 тысяч лет назад) началось сложение современного европейского населения.

Вид из пещеры Сацурблиа (Западная Грузия). В ней нашли правую височную кость возрастом около 13,3 тысячи лет, из которой потом извлекли ДНК. Фото: Trinity College Dublin / www.tcd.ie.
Скелет из грота Котиас Клде в Западной Грузии «возрастом» около 9,7 тысячи лет. ДНК извлекли из его моляра. Фото: Eppie Jones / University of Cambridge / www.cam.ac.uk.

О «кавказском» вкладе в европейскую родословную говорится в исследовании, проведённом учёными из Кембриджского университета, Тринити-колледжа в Дублине, а также из Дублинского университетского колледжа. Работа опубликована в журнале Nature Communications.

Авторы статьи сравнивали ДНК, извлечённые из останков трёх мужчин. Двое из них жили на Кавказе, но в разное время: один в конце верхнего палеолита, около 13,3 тысячи лет назад, второй – в мезолите, около 9,7 тысячи лет назад. Третий мужчина жил на территории современной Швейцарии примерно 13,7 тысячи лет назад.

«Вопрос о происхождении ямной культуры был до последнего времени нерешённым. Теперь мы можем дать на него ответ», – говорит доктор Андреа Маника (Andrea Manica) из Кембриджского университета. Ответ звучит следующим образом: по своему генетическому составу «ямники» – это смесь восточноевропейских и кавказских охотников-собирателей.

Профессор Даниэль Брэдли (Daniel Bradley) отмечает: «Это новый крупный фрагмент головоломки человеческой родословной, следы которого присутствуют сейчас почти во всех популяциях Европейского континента и за его пределами».

Ранее генетические исследования позволили определить три группы людей, из которых сложилось современное европейское население. Это были европейские охотники-собиратели, ранние земледельцы с Ближнего Востока, а также древние жители Северной Евразии. Анализ ДНК кавказских останков показывает, что была ещё и четвёртая группа, которая поучаствовала в этом процессе через «ямников».

Кавказские охотники-собиратели продолжительное время были генетически связаны с населением Леванта. Эта связь оборвалась около 25 тысяч лет назад, когда «кавказцы» оказались изолированы из-за гляциального максимума. В изоляции они пробыли около 15 тысяч лет, до тех пор, пока не закончился Ледниковый период, считают исследователи.

След «кавказских отшельников» виден не только в Западной Европе, но и на Востоке. В какой-то момент часть из них мигрировала в Южную Азию, говорит Эппи Джонс (Eppie Jones), аспирант из Тринити-колледжа, чья фамилия стоит первой в списке авторов. «Индия представляет собой результат смешения азиатских и европейских генетических компонентов. Геном кавказских охотников-собирателей находится ближе всего к европейскому компоненту в современных индийских популяциях», – полагает исследователь. По его мнению, этот компонент мог попасть в регион вместе с носителями индоарийских языков.

Широкое распространение генетического следа кавказских охотников-собирателей имеет географический подтекст, считает профессор Рон Пинхаси (Ron Pinhasi) из Дублинского университетского колледжа. Он отмечает, что Кавказ находится на пересечении удобных для миграций путей, между Востоком и Западом.

«Это первый секвенированный геном из Грузии. Я уверен скоро мы получим больше палеогенетической информации из нашей богатой антропологической коллекции», – заключает Давид Лордкипанидзе, директор Грузинского национального музея.

По материалам University of Cambridge