Раскопки «Крымской Атлантиды» возобновились

Новый полевой сезон начался под Керчью, на затопленном морем городище Акра.

Под Керчью, у посёлка Набережное (Ленинский район Крыма), стартовал новый полевой сезон археологической экспедиции, которая работает на затопленном морем городище Акра. Из-за того, что большая часть памятника в настоящее время скрыта под водой, СМИ часто называют Акру «Крымской Атлантидой».

Участок оборонительной стены Акры.
Шурф у оборонительной стены.
Зарисовка фаса стены. Фотографии предоставлены Виктором Вахонеевым.

О начале работ сообщила пресс-служба Института истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург). Эту информацию корреспонденту журнала «Наука и жизнь» подтвердил руководитель экспедиции Виктор Вахонеев – кандидат исторических наук, заведующий отделом подводной археологии Черноморского центра подводных исследований (Симферополь). В экспедиции участвует также Сергей Соловьев, ведущий научный сотрудник Эрмитажа и научный сотрудник ИИМК РАН, кандидат исторических наук.

Античный город Акра был основан в конце VI века до н.э. и просуществовал до начала III века н.э. Он входил в состав Боспорского царства. Акру упоминают многие древние писатели – Страбон, Птолемей, Стефан Византийский, Псевдо-Арриан, Элий Геродиан и другие. Город располагался на берегу Керченского пролива, на низком мысу, выступающем в море на 200-300 метров. Во время нимфейской трансгрессии (повышение уровня моря) большая часть городища была затоплена.

В это же время море разрушает прибрежные участки многих античных городов Северного Причерноморья, например, Пантикапея, Херсонеса, Ольвии, Фанагории, Мирмекия. Поскольку трансгрессия продолжалась длительное время, то в этих городах море почти полностью уничтожило культурные напластования, архитектурные сооружения, расположенные в прибрежной зоне. Однако в Акре ситуация несколько иная. Из-за того, что она находилась на низменном участке, а также из-за особого волнового режима здесь оказались разрушены только слои и сооружения римского времени, а строительные остатки классического и эллинистического времени сохранились очень хорошо.

Предыдущие два года археологи изучали оборонительную систему города. Так, на протяжении 150 метров была прослежена оборонительная стена. Её ширина – около 2 метров. В высоту она раскрыта на 1,60–1,70 м. Однако подошва кладки пока не выявлена, так что современная высота стены, вероятно, больше. Сооружение датируется серединой IV века до н.э.

В этом году археологи планируют продолжить исследования на участке, примыкающем к оборонительной стене. Ранее в шурфе у стены учёные нашли развал крупных блоков и приостановили раскопки. В этом году раскопки здесь будут возобновлены, а шурф расширен. Культурный слой на участке прекрасно сохранился, так как оборонительная стена защитила его от размывания, – отметил Виктор Вахонеев.

Как сообщала «Наука и жизнь», в прошлом году в Акре археологи исследовали башню второй половины IV века до н.э. Особенностью башни стала деревянная конструкция, на которую опирались стены сооружения. Она представляла собой «клеть» из продольных и поперечных дубовых брёвен. «Аналогичные конструкции этого периода ни на Боспоре, ни в Северном Причерноморье неизвестны», – рассказывал руководитель экспедиции.

По его мнению, возможны два объяснения использования деревянной «клети» в основании башни. Деревянную конструкцию могли соорудить в качестве противосейсмической меры. Однако ни о какой сейсмической активности второй половины IV века до н.э. исторических сведений нет. Вероятно, необходимость использования «клети» объясняется высоким уровнем грунтовых вод. В таком случае брёвна должны были придать башне устойчивость.

Деревянные конструкции на городище хорошо сохраняются из-за консервирующего воздействия, которое морская вода оказывает на органические материалы. В ходе более ранних раскопок археологи находили большое количество бобовых, орехов, много деревянных предметов. Так, в 2011-м году была найдена деревянная накладка. В 2013-м – эллинистический деревянный гребень хорошей сохранности.

Фотографии предоставлены Виктором Вахонеевым.

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее