Однозернянка в Британии

Пшеница попала в Южную  Англию за два тысячелетия до «британского» сельского хозяйства

Пшеница-однозернянка появилась в Великобритании на две тысячи лет раньше, чем считалось, говорится в новом исследовании, опубликованном в журнале Science.

Колос пшеницы-однозернянки. Фото: Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0.
Вид на батарею Болднор. Стоянка Болднор Клиф находится под водой, около обрыва. Фото: Ranger Steve / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0.

Работа выполнена группой исследователей под руководством доктора Робина Эллеби (Robin Allaby) из Университета Уорика, профессора Винсента Гэфни (Vincent Gaffney) из университета Брэдфорда и профессора Марка Пэллена (Mark Pallen) из Медицинской школы Уорика.

ДНК однозернянки возрастом около 8 тысяч лет была обнаружена в образце отложений с памятника Болднор Клиф (Bouldnor Cliff) в южной Англии. Когда-то отложения были частью почвы, однако позже они были затоплены из-за таяния ледников.

Восемь тысяч лет назад «британцы» занимались охотой и собирательством – здесь продолжалась, таким образом, эпоха мезолита. В то же самое время в Южной Европе наступил неолит – переход от присваивающего хозяйства к производящему. Жители Южной Европы восемь тысяч лет назад были первыми «фермерами». В частности, они выращивали пшеницу-однозернянку.

По мнению исследователей, именно из Южной Европы однозернянка попала в южную часть Англии. Она могла быть предметом обмена или торговли. Находка указывает на контакты британских охотников-собирателей и европейских «фермеров». Это значит, что Британия не была изолирована от материковой Европы, как считалось ранее. Не исключено, что контакты осуществлялись через сухопутные «мосты», соединявшие будущий остров с континентом.

«Эта находка – начало новой главы в британской и европейской истории. Не только потому, что мы теперь понимаем: процесс введения сельского хозяйства был более сложным, чем представлялось ранее. Вполне вероятно, что сообщества охотников и собирателей Британии не были изолированы, они были частью обширной сети, с помощью которой велась торговля или обмен пищевыми продуктами по всей Европе», – говорит Робин Эллеби.

По словам Марка Пэллена, в работе был использован метагеномный подход, который обычно не практикуется в исследованиях древней ДНК и окружающей среды. «Это означает, что мы извлекали и секвенировали всю ДНК образца, а не [искали] специфический, заранее выбранный код», – пояснил профессор.

«Использование древней ДНК из отложений также открывает двери для новых исследований старых ландшафтов Британских островов, а также прибрежных отмелей по всему миру», – считает Винсент Гэфни.

По материалам University of Warwick

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее