Автобус из композита

Российские инженеры совместно с венгерской компанией спроектировали автобус с несущим кузовом из композитных материалов, производить который будут в Москве.

Опытный образец автобуса модульной конструкции с несущим кузовом из композитных материалов. Такой кузов будут производить на территории Технополиса «Москва».
Производство крупногабаритных деталей из композитных материалов.
На территории бывшего завода «Москвич» сформирована площадка под современное производство.

В Москве 17 февраля прошло второе заседание Стратегического совета по инвестициям в новые индустрии при Минпромторге Российской Федерации. Глава министерства вместе с участниками заседания обсудили перспективы отечественной промышленностью, как развивать наукоемкие технологии и во что инвестировать деньги государства и частных компаний, а после завершения дискуссии было подписано соглашение о сотрудничестве, которое должно открыть дорогу отечественному хайтеку.

Заседание проходило в конгресс-центре Технополиса «Москва», который расположился на территории бывшего АЗЛК, он же – знаменитый в советское время автозавод «Москвич». «Москвичи» там уже давно не делают, зато огромные пустующие площади начинают занимать современные производства. Об одном из них и пойдет речь.  

Когда наука выходит из стен лабораторий, она сталкивается с жизнью, где правят уже не только законы природы, но и законы экономики. Готовы ли вы заплатить в десять раз больше за велосипед, изготовленный из углепластика – который легче и прочнее обычного, сделанного из металлических сплавов? Для спокойных велопрогулок по парку летними вечерами можно вполне смириться с лишним весом вашего двухколесного средства передвижения. А вот если вы захотите отправить ваш велосипед на околоземную орбиту, тогда вес станет очень и очень критичным – стоимость каждого килограмма, отправленного в космос, исчисляется не одной тысячей долларов. И дорогой углепластик окажется экономически выгодным решением. Именно так исторически сложился путь композитных материалов, которые сначала пришли из заоблачных космических технологий к военным, потом их начали использовать в спорте и авиации, и вот теперь они уже добираются до повседневных вещей.  

Композит – это материал, который состоит из двух и более компонентов. Обычно это армирующие элементы, которые придают жесткость, и матрица, которая их связывает и защищает от внешней среды. Такой материал получается легким и прочным. К примеру, фюзеляж и крылья самолета Airbus 350 сделаны из композита на основе углепластика. Если в авиации, где каждый килограмм на счету, применение таких материалов оправдано, то как обстоят дела в более приземленных сферах? Например, в автомобилестроении?

Идея использовать композитные материалы вместо привычного металла для производства машин далеко не нова. Еще в 1953 года американский концерн Chevrolet выпустил знаменитую модель Corvette, у которой кузов был сделан из стекловолокна. Правда силовые нагрузки в нем воспринимала рама из металла. Спустя шесть лет уже был сделан несущий кузов из стеклопластика, на этот раз английскими инженерами из фирмы Lotus. Однако все равно подавляющее большинство автомобилей вплоть до настоящего времени производится из металла. Российская компания, которая расположилась в здании бывшего московского автозавода, решила нарушить эту традицию и наладить производство городских автобусов, выполненных из композитных материалов. 

Речь идет не о том, чтобы сделать бампер и обшивку из пластмассы, – несущий кузов автобуса полностью выполнен из композита. Это на треть снижает массу автобуса. Для наглядности – автобус, выполненный из металла, весит порядка 17 тонн, а композитный, той же вместимости – всего 11.5 тонн. А это на целых 5 тонн меньше, что практически равно массе всех перевозимых пассажиров. Разница в том, как едет пустой и полностью набитый в час пик автобус, думаю, очевидна. Соответственно различаются и затраты топлива, которое при нынешних ценах занимает существенную долю в расходах на эксплуатацию. Кроме того, композитные материалы, в отличии от металла, не ржавеют, а значит, ему не будет страшны те реагенты, которыми у нас обильно посыпают дороги зимой.

Инженеры разработали модульную конструкцию автобуса – он собирается из отдельных блоков. Можно сделать маленький компактный, а можно и большую длинную «гармошку», и по желанию оснастить его газовым, дизельным или электрическим двигателем. Или приделать к нему «рога» и пустить по троллейбусной линии. Получился такой конструктор, из которого можно собрать любое нужное транспортное средство. В Москве будут производить непосредственно сам кузов из композита, а дооснащать его оборудованием станет венгерская компания. А венгры знают толк в автобусах, именно они производили знаменитые «Икарусы», которые до сих пор можно увидеть на наших дорогах.

Фото автора.

Автор: Максим Абаев


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее