Морских зайцев записали для фонотеки

Результатом участия Санкт-Петербургского государственного университета в трехмесячной экспедиции на Землю Франца-Иосифа, организованной национальным парком «Русская Арктика», стало пополнение уникальной фонотеки голосов животных.

С мая по июль, в недолгие арктические весну и лето, ученые отправились в высокие широты, чтобы записать брачные крики птиц и морских млекопитающих. Наблюдения за живой природой всегда полны сюрпризов, вот и сейчас надежды на запись гренландских китов и нарвалов, увы, не оправдались. Зато фонотека пополнилась записями брачных криков морских зайцев, или лахтаков. В российских водах лахтаки – одни из самых крупных тюленьих. Другой удачей экспедиции стали записи белых чаек – редких птиц, обитающих в высоких широтах Арктики, а также пуночек, средних поморников, толстоклювых кайр.
О результатах экспедиции и о том, как и для чего записывают голоса зверей и птиц, рассказал кандидат биологических наук, заведующий учебной лабораторией биоакустики СПбГУ Евгений Арсеньевич Кречмар на прошедшем уже в четвертый раз Science-ланче – традиционной встрече университетских ученых с журналистами.

Морской заяц.Фото: Арсений Васильевич Кречмар.
Белая чайка.Фото: Арсений Васильевич Кречмар.

Фонотека голосов животных СПбГУ насчитывает более пяти тысяч записей свыше 400 видов зверей и птиц, среди которых есть и уникальные записи, отсутствующие в крупнейших фонотеках мира – Корнельского университета и компании BBC. В основу коллекции легли записи, сделанные в Палеарктике, на Дальнем Востоке и в Сибири. А началось все в 1971 году, под началом профессора ЛГУ Алексея Сергеевича Мальчевского. Он был одним из первых, кто обратил внимание на то, что птичий язык, как и человеческий, имеет диалекты – благодаря этому представители разных популяций одного вида отличают «своих» от «чужих».  Исследования диалектов помогают при изучении популяционной структуры видов.  Причем передача диалектов идет не по наследству, а культурным способом – птенцы запоминают то, как поют их родители и птицы, обитающие с ними на одной территории.

На этом же основана коммуникация во время брачного периода – звери и птицы точно знают, какие звуки должны издавать представители одного  сними вида. Еще одно интересное направление исследования в биоакустике – изучение дуэтов. На два голоса звери и птицы начинают петь в тех случаях, когда требуется синхронизировать поведение – во время брачных игр или же в случае опасности. Звуки, которые издают животные, шум ветра, волн, крон деревьев, работающей техники, голоса людей на определенной территории формируют акустический ландшафт. И сохранение акустических ландшафтов дикой природы – еще одна забота биоакустиков.

Исследуя звуки, можно наблюдать эволюцию ландшафтов так же, как наблюдая за изменениями рельефа или растительного покрова. С этим связано еще одна интересная области использования фонотеки голосов животных – кинематограф. Для того, чтобы лучше передать на экране атмосферу происходящего, звукорежиссеры используют естественные звуки, которые могли бы сопровождать действие на экране. Но не все режиссеры уделяют этому должное внимание. Евгений Кречмар напомнил об известном фильме «Отпетые мошенники» 1988 года. По сюжету, герои фильма находятся на Французской Ривьере, однако чуткое ухо биоакустика слышит неизвестно откуда взявшийся голос белой куропатки, обитательницы тайги и тундры. Но на самом деле кинематографисты часто прибегают к услугам фонотеки СПбГУ, чтобы избежать подобных конфузов.

Чтобы сделать качественную звукозапись, необходимо очень близко подобраться к источнику звука. Увы, медведя или гуся невозможно поместить в студию звукозаписи, поэтому ученым порой, приходится довольно близко приближаться к крупным и опасным животным, или же с риском для жизни забираться в самые труднодоступные места.
На помощь приходит радиоуправляемая техника, а в ближайшем будущем, как рассказал Евгений Кречмар, возможно, наступит эра портативных звукозаписывающих устройств. Их можно будет вмонтировать в радиопередатчики, которыми снабжают животных для отслеживания их перемещений. Тут, правда, есть один нюанс. Большинство птиц и зверей большую часть времени довольно молчаливы, а потому звукозаписывающее устройство должно обладать достаточно емким источником  питания, который мог бы обеспечить многочасовую запись.

Фото: Арсений Васильевич Кречмар