Изменения климата отразились на полотнах художников

Рассматривая пейзажи с изображением  закатов, физики обнаружили свидетельства климатических изменений.

Исследователи пришли к выводу, что багрово-красные закаты на некоторых картинах – это не фантазия живописца и не художественный прием, привлекающий внимание зрителя к полотну, а документальное свидетельство того, каким было небо вскоре после сильных вулканических выбросов. Аэрозольное загрязнение атмосферы, будь оно естественного происхождения или антропогенного, влияет на преломление солнечных лучей и, как следствие, на цвет закатного неба. За последние 150 лет закаты на картинах становились все более и более красными. Уровень загрязнения воздуха за эти полтора столетия также сильно вырос из-за постоянно увеличивающихся промышленных мощностей. Совпадение ли это?  

Каспар Давид Фридрих «Женщина на фоне заходящего солнца» (1818).
Уильям Тернер «Канал Чичестер» (1828).
Пейзажи Панайотиса Тетсиса и фотографии, сделанные в то же время (scientificamerican.com).

В работе, результаты которой были недавно опубликованы в журнале «Atmospheric Chemistry and Physics», греческие и немецкие исследователи проанализировали 124 картины, принадлежащие кисти 181 художника, написанные в период с 1500 по 2000 год. За это время по всему миру произошло более 50 крупных извержений вулканов. Ученые отмечают, что яркие краски начинали появляться на картинах пейзажистов как раз вскоре после извержений, сопровождавшихся мощными выбросами частиц пепла в атмосферу.  


«Картины могут служить документальными источниками для оценки уровня аэрозолей в атмосфере до того, как появились данные инструментальных измерений», – отмечает ведущий автор исследования профессор Христос Зерефос, специалист по физике атмосферы из Афинской академии (Греция).

Взять, к примеру, картину немецкого художника Каспара Давида Фридриха «Женщина на фоне заходящего солнца», написанную в 1818 году. Ученые считают, что ярко-красные и оранжевые закаты, которые наблюдались в то время в Европе, были следствием извержения вулкана Тамбора в Индонезии, случившегося в 1815 году. Пепел, попавший в атмосферу, в течение трех лет придавал яркость закатам. Именно в этот период, считают ученые, особенно красочными стали и закаты на картинах Уильяма Тернера.  

«Мы обнаружили, что соотношение красного и зеленого оттенков при изображении заката в картинах выдающихся мастеров хорошо коррелирует с содержанием вулканических аэрозолей в атмосфере независимо от того, какой школе живописи принадлежал и в какой манере рисовал автор», – говорит профессор Зерефос.

Насколько художники были правдивы в цветопередаче, конечно же, доподлинно неизвестно. Но ученые провели эксперимент и обратились за помощью к греческому пейзажисту Панайотису Тетсису. Художника попросили нарисовать морской пейзаж на берегу острова Гидра до и после песчаной бури, пришедшей из Сахары в 2010 году. О степени близости этих изображений к оригиналу можно судить по фотографиям, сделанным в то же самое время, когда были написаны пейзажи. Чтобы подтвердить свои догадки, ученые сравнили данные по содержанию в атмосфере пылевых частиц с соотношением красного и зеленого оттенков в изображениях, сделанных художником, а после экстраполировали эти данные на картины мастеров прошлого.  

  «Прежде художники случайно фиксировали те или иные изменения климата. Начиная примерно с середины XX века, они стали делать это намеренно, чтобы показать, как сильно человечество влияет на окружающую среду», – считает Уильям Фокс, директор Центра «Art+Enviroment» при Музее искусств в Неваде. 

Автор: Юлия Смирнова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее