Международный проект «ЭкзоМарс»: работа идет по плану

Научную программу проекта обсудили на рабочем совещании в Институте космических исследований РАН. В совещании, состоявшемся в феврале 2014 года, приняли участие ведущие специалисты Роскосмоса  и ESA (Европейского космического агентства).

Начало проведения разработок этой космической экспедиции как проекта по изучению условий жизни на Марсе относится еще к концу 1990-х – началу 2000-х годов.
По ряду причин (в основном финансовых) он не раз претерпевал изменения как по целям приоритетных исследований, объему задач, срокам исполнения, так и составу его участников.

Проект «ЭкзоМарс» развивается согласно плану.
Космический аппарат «ЭкзоМарс» 2016 над Красной планетой (в представлении художника).
Космический аппарат «ЭкзоМарс» 2016 - отделение спускаемой станции (в представлении художника).
Схема посадки космического аппарата на поверхность Марса (один из предварительных вариантов).
Космический аппарат «ЭкзоМарс» 2016. Орбитальный модуль на испытаниях (фото ЕSА).

Год назад, в марте 2013 года, в Париже было подписано соглашение между Роскосмосом и ESA о сотрудничестве в области исследования Марса и других тел Солнечной системы робототехническими средствами. Соглашение предусматривает совместное осуществление исследовательских миссий на Красную планету в 2016 и в 2018 годах.

В настоящее время международный космический проект «ЭкзоМарс» включает в себя полный цикл проектирования и технической подготовки двух взаимосвязанных по целям и задачам марсианских миссий, с последующим выведением аппаратов на траекторию полета к Марсу с помощью российской ракеты-носители «Протон» с разгонным блоком «Бриз-М».

Проект «ЭкзоМарс» 2016 года (стартовое окно с 7 по 27 января) предполагает после девяти месяцев перелета выведение на орбиту вокруг Марса орбитального аппарата и посадку на поверхность планеты демонстрационного десантного модуля.
Орбитальный аппарат TGO (Trace Gas Orbiter), который после выведения остается на околомарсианской орбите, предназначен для изучения газовых примесей атмосферы и распределения водяного льда в грунте Марса. Полезная нагрузка орбитального модуля (ее вес около 130 кг) включает приборы и научную аппаратуру, которая разрабатывается и предоставляется специалистами Роскосмоса и ЕКА. Предполагается, что орбитальный модуль должен проработать на орбите как минимум до прибытия аппаратов второй миссии 2018 года.

Посадочный модуль EDM (Entry, Descent and Landing Demonstrator Module – модуль для демонстрации входа в атмосферу, спуска и посадки) должен опуститься на поверхность Марса. Его назначение – отработка необходимых технологий входа в атмосферу, спуска и посадки аппарата на поверхность Марса, а также проведение запланированных исследований на поверхности планеты.

Орбитальный модуль TGO должен обеспечивать связь модуля EDM с Землей и ретрансляцию полученных данных с борта демонстрационного десантного модуля. Предполагается также, что модуль TGO может быть использован при проведении научной программе миссии 2018 года и, возможно, иных миссий в будущем.

Миссия «ЭкзоМарс - 2018» предусматривает после перелета и прибытия в начале 2019 года в окрестности Марса посадку на поверхность Красной планеты десантного модуля (ДМ) с посадочной платформой (разрабатываются российскими специалистами), а также  перелетного модуля и марсохода «Пастер», создаваемых ЕКА.

После посадки, место которой будет выбираться с учетом информации, полученной с TGO, «Пастер» перейдет (скатится по трапу) на поверхность Марса и приступит к проведению намеченных исследований. В свою очередь. посадочная платформа будет выполнять функции научной станции (на ней будет располагаться комплекс научного оборудования).

Десантный модуль разрабатывается специалистами НПО им. С.А. Лавочкина; научная нагрузка на нем также входит в зону ответственности Роскосмоса (разработки приборной части ведутся под руководством Института космических исследований РАН). Еще два российских научных прибора (инфракрасный спектрометр ИСЕМ и нейтронный спектромер АДРОН-РМ) будут работать на марсоходе. Также для «Пастера» Россией будут поставлены радиоизотопные тепловые элементы.

Главная задача марсохода состоит в непосредственном исследовании поверхности и подповерхностного слоя Марса вблизи от места посадки десантного модуля, а также  в проведении геологических исследований, в том числе,  в поиске следов прошлой и существующей жизни на Красной планете.

Кроме сотрудничества в научной и конструкторской части проекта «ЭкзоМарс», Роскосмос и ЕКА планируют создать единую систему приема и обработки данных. В нее будут входить станции дальней космической связи Европы, США и РФ.

Согласно предварительным оценкам, комплекс аппаратов миссий по проекту «ЭкзоМарс» может проработать до 2022 года.

По материалам Роскосмоса и ESA.

Автор: Алексей Лабунский