Египтологи нашли недостающие фрагменты Колоссов Мемнона

Фрагменты статуй Аменхотепа III были утеряны после землетрясения 27 года до нашей эры, когда одна из них получила славу «поющей».

Египтологи обнаружили новые фрагменты Колоссов Мемнона, двух массивных каменных статуй фараона Аменхотепа III (1388—1353/1351 до н. э.), которые когда-то стояли при входе в его поминальный храм. Об этом сообщает сайт журнала Archaeology со ссылкой на египетское издание Al-Ahram.

Фрагмент одной из статуй Аменхотепа III. Фото Ministry of State for Antiquities с сайта www.archaeology.org.
Колоссы Мемнона. Современный вид. Фото Tim Dellmann с сайта www.wikimedia.org.

Части статуй были утеряны после землетрясения 27 года до нашей эры, разрушившего храм. Теперь археологам удалось найти фрагменты руки, пояса и одежды одного из колоссов, а также части короны и камни основания обеих статуй.

Колоссы Мемнона находятся на территории некрополя Фив, по другую сторону Нила от современного Луксора. Статуи были сделаны из кварцитного песчаника. Строительный материал был доставлен из каменоломен в Джебель-эль-Ахмаре, расположенных в 670 километрах от места возведения колоссов. Вместе с платформами, на которых установлены статуи, их высота достигает 18 метров.

В 27 году до н. э. землетрясение разрушило поминальный храм Аменхотепа III и повредило статуи, особенно сильно – восточную. Верхняя часть колосса была разрушена, а в нижней образовалась трещина. Из-за неё статуя скоро стала известна как «поющая»: она каждое утро издавала звук. Впервые об этом рассказывает Страбон. Свидетельства о «поющем» колоссе также есть у Плиния Старшего, Павсания, Тацита, Филострата Старшего и Ювенала. Описания «пения» статуи разнятся. Так, Страбон говорит, что раздававшийся звук был похож на слабый удар. Павсаний сравнивает его со звуком разорвавшейся струны лиры, но в другом месте пишет, что статуя издаёт свист.

Звуки, которые издавала статуя, связывали с царем Эфиопии Мемноном, героем Троянской войны. Он пришёл на помощь троянцам и погиб от руки Ахилла. Мемнон был сыном Эос, богини зари. По одной из легенд пение колосса – это плач матери по убитому сыну, по другой – песня, которой сын встречает мать. Рассказывали также, что утренняя роса – это слёзы Эос, оплакивающей Мемнона. Согласно мифу Зевс, видя горе матери, воскресил его и сделал бессмертным.

Сейчас ученые считают, что звук мог иметь природное происхождение: он мог появляться при испарении воды в пористой породе. Именно поэтому «пение» звучало на рассвете – испарение происходило при увеличении температуры.

Сомнения в мифическом происхождении «песни» колосса высказывались ещё в древности. Так, Страбон писал: «Я не могу определенно утверждать, исходил ли этот звук от пьедестала или от самого колосса или же его намеренно производил один из людей, стоящих вокруг и вблизи пьедестала». Тем не менее, многие верили легенде и считали, что «песня» колосса приносит удачу. Слава оракула привлекла к статуе многих путешественников, в том числе нескольких римских императоров.

Последнее достоверное свидетельство о «песне» колосса относится к 196 году н. э. Позже статую отремонтировали, достроив её верхнюю часть, и она прекратила издавать звуки. Когда это произошло, точно неизвестно, но местная традиция датирует это событие 199 годом и связывает его с императором Септимием Севером. Он посетил достопримечательность, но не расслышал «песню» колосса. Чтобы заслужить благосклонность оракула, император повелел отремонтировать статую.

Источники:
Archaeology

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее