Туманное настоящее и будущее кометы ISON

Постоянная в своей непредсказуемости комета десятилетия продолжает озадачивать ученых и наблюдателей.

Итак, комета С2013/S1 ISON (Невского - Новичонка), которая начала свой путь в нашу Солнечную систему около трех миллиардов лет тому назад, поздним вечером 28 ноября 2013 года достигла перигелия – минимального расстояния в 1,1 млн км от поверхности нашего светила.
Относясь к  особой группе так называемых «солнцецарапающих» комет (перигелии их орбит менее 1,4 млн км и располагаются  в непосредственной близости от поверхности Солнца), ISON оказалась в области весьма высоких температур (более 2700 градусов С). Здесь  ей пришлось  в полной мере испытать «горячий нрав» нашей звезды, что во многом и определило ее дальнейшую судьбу…

Комета 22.11.2013 Тенерифе (авт. Hemmerich).
ISON при подлете к Солнцу 27.11.2013 (NASA/SOHO).
Траектория прохождения перигелия кометой ISON (NASA)..
Где Комета ISON? Её нигде не видно. Виден край Солнца. Белый «плюс» показывает точку, где комета должна появиться из-за Солнца. Тогда было сделано предположение, что комета не выдержала жара Солнца (НАСА/SDO.
Движение кометы ISON (по часовой стрелке) при прохождении области перигелия 28.-29.11.2013 (ESA/NASA/SOHO/SDO).
Яркость кометы ослабевает вечер 29.11.2013 (НАСА).
Расчетный путь прохождения ISON в декабре 2013 на звездном небе (сайт «Московского планетария»)

Более года астрономы, любители звездного неба, вели наблюдения кометы. На разных участках ее сильновытянутой траектории были получены уникальные снимки этой нетронутой кометы из Облака Оорта, впервые посетившей  нашу Солнечную систему.
К хвостатой пришелице из дальнего космоса было приковано широкое внимание.  В разных уголках земли интересовались, следили, вели  наблюдение за косматой странницей, которая уже не раз удивляла наблюдателей, как любителей, так и астрономов-профессионалов,  своим непредсказуемым характером, то неожиданно вспыхивая, то также неожиданно тускнея при движении по орбите.
Все это давало повод наблюдателям (и не раз!) делать вывод о начале разрушении кометы, а то и о возможности ее  полной гибели.

На участке непосредственного подлета к Солнцу  комета еще раз подтвердила свою непредсказуемость. Хорошо видимая на близких подступах к солнечному диску  с помощью внеземных средств наблюдения - космической обсерватории SDO (Solar Dynamics Observatory, NASA) на геосинхронной орбите, и космического аппарата SOHO  (Solar and Heliospheric Observatory, NASA и ESA), находящегося в одной из точек либрации L1, комета ISON неожиданно исчезла. Это дало основание многим наблюдателям сделать вывод, что «сияющая зеленая звезда сгорела в солнечном ветре». Однако спустя некоторое время, после максимального сближения с нашим светилом, комета, довольно сильно поблекшая, появилась вновь...

«Это не давало, конечно,  никакой уверенности в том, что ядро кометы полностью сохранилось», - говорится в недавнем,  от 4.12.2013, сообщении NASA's Comet ISON Observing Campaign,CIOC (Группы наблюдения кометы ISON, НАСА). «Мы могли наблюдать  облако пылевых частиц, которые остались после разрушения большой кометы... Такое разрушение еще до прохождения перигелия  произошло с известными кометами Лавджоя  и Еленина 2012 года»… Или же могло оказаться, что «мы наблюдаем скопление оставшегося мусора и  обломков кометы, движущиеся по траекториям вдоль ее орбиты, как это случилось со знаменитой кометой Когоутека 1973 года.  Наконец, мы можем  наблюдать возобновление кометной активности при сохранении значительной части ядра кометы».

Однако по всем имевшимся на данный момент времени результатам наблюдений, состояние ISON не могло быть точно установлено. Вместе с тем, по мнению одного из руководителей программы наблюдений Кэри Лиссе  (Dr. Carey Lisse NASA, CIOC), «комета в период наибольшего сближения с Солнцем, испытывав значительные радиационные, тепловые и гравитационные нагрузки, разрушаясь и теряя часть своей массы (до 90%), могла со значительно уменьшившимся ядром продолжить движение по своей орбите… При этом, все же надо признать, эта возможность выглядит все менее вероятной».

Так или иначе, но в ближайшие недели наблюдения кометы (или за тем,  что от нее осталось) будут продолжены.

Для этой цели предполагается использовать камеры космических аппаратов NASA STEREO  (Solar TErrestrial RElations Observatory)  для поиска наиболее ярких фрагментов кометы  уже в самое ближайшее время. Будет задействован также инфракрасный телескоп IRTF  (Infrared Telescope Facility), находящийся в Гонолулу на Гавайях на высоте 4 200 метров над уровнем морем с диаметром зеркала 3 м, а также ряд радиотелескопов, расположенных в разных районах земного шара.
В первую половину декабря могут быть использованы также средства наблюдения космического аппарата MAVEN, а несколько позднее,  в середине-конце декабря 2013 года, -  космический телескоп Хаббл и космическая  рентгеновская  обсерватория «Ча́ндра», которые смогут отыскать даже небольшие фрагменты кометы.
Наконец, в начале 2014 года предполагается подключить для наблюдения остатков кометы ISON космический инфракрасный телескоп Спитцер (Spitzer).

В случае же наиболее  оптимистичного варианта развития событий, если какая либо заметная часть ядра кометы ISON сохранилась, ее смогут попытаться отыскать в предутренние часы наблюдатели и на Земле.  В том числе и наблюдатели южных и средних широт России (карта расчетного видимого пути кометы ISON - Новичонка-Невского в декабре 2013 года приведена на сайте «Московского  планетария»).

Автор: Алексей Лабунский