Сколько стоят изменения климата?

Меняющийся климат из природного фактора превращается в экономический — с начала XXI века ежегодные потери  от всевозможных природных катастроф приближаются к 200 миллиардам долларов.

В Варшаве проходит 19-я по счету конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP 19), на которой продолжается  обсуждение нового глобального соглашения, которое должно сменить Киотский протокол к концу этого десятилетия.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Пресс-конференция, где Germanwatch представил Climat Change Performance Index (фото автора).

Принятый 1997 году и обязывающий развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов, Киотский протокол давно признан неэффективным. Не один год климатологи, политики, экономисты пытаются разработать программу, которая бы устроила страны, которые пытаются решить свои внутренние и внешнеполитические проблемы за счет спекуляций квотами на выбросы углекислого газа. Почему так важно, чтобы ответственность взяли на себя все без исключения, стало очевидно после публикации Пятого оценочного доклада Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата (МГЭИК). Эксперты пришли к выводу, что в изменениях климата, произошедших с середины прошлого века, на 95% виноваты люди.

До 2020 года, когда новое соглашение должно будет вступить в силу, еще далеко, однако уже в 2015 году оно должно быть готово, а значит, страны должны прийти прежде всего к финансовому соглашению, которое будет регулировать поток денежных средств от развитых стран в развивающиеся взамен сокращения выбросов.

Еще один очень большой финансовый вопрос — компенсация того ущерба, который уже нанесен стихийными бедствиями, и средства для адаптации к климатическим изменениям, которые неизбежно будут происходить в ближайшее время. К примеру, подъем уровня мирового океана заставит прибрежные страны уходить вглубь территорий, а это означает перенос жилья, инфраструктуры, производственных объектов.

«Переговоры о климате — это прежде всего разговор о деньгах, — констатирует Алексей Кокорин, руководитель программы «Климат и энергетика» WWF-Россия. — А все, что связано с финансовыми потоками в таких масштабах, а речь идет о десятках миллиардов долларов, которые согласно разным обсуждаемым схемам можно использовать на компенсацию за квоты, адаптацию пострадавших от климатических изменений территорий, страхование от возможных природных катастроф, обсуждается очень долго, так как каждая сторона отстаивает прежде всего свои интересы. Но если бы можно было оценить тот ущерб, который климат нанесет до 2050 года, дела, возможно, пошли бы быстрее». Чтобы представить себе те потери, который нас еще ожидают, достаточно сказать, что за период с 1980 по 2012 годы совокупный ущерб от природных катастроф составил около 3,8 триллиона долларов, при этом 74% (2,8 триллиона долларов) пришлись на экстремальные погодные явления.

А что же у нас, в России? Согласно рейтингу ущерба от последствий опасных климатических явлений – Global Climate Risk Index, составленного  экспертной организацией Germanwatch, за последний год Россия сделала головокружительный скачок вверх — с 95 места на 9-е. Ключевую роль в этом сыграло наводнение в Крымске, ущерб от которого оценен экспертами почти в 1,4 млрд. долларов. На климатических переговорах в Варшаве 18 ноября 2013 года Germanwatch представил Climat Change Performance Index — рейтинг, оценивающий внутреннюю и внешнюю климатическую позицию стран, на долю которых приходится не менее 1% глобальных выбросов,  и стран-лидеров своих регионов. Здесь Россия потеряла один пункт — с 55 места опустилась на 56 из 61. Рейтинг рассчитывается по 15 показателям — оценка текущих выбросов парниковых газов (60%), энергоэффективность (10%), развитие возобновляемой энергетики (10%), климатическая политика, которую осуществляют страны и экспертная оценка 250 специалистов в области климата. «Неудивительно, что Россия оказалась в конце рейтинга. Очевидно, что Россия не лучший ученик в классе», — сказал на пресс-конференции глава экологической организации Climate Action Network Europe Вендел Трио.

С самого начала существования рейтингов Россия демонстрирует очень плохие показатели. Однако, по словам Кокорина, одного из экспертов, принимавших участие в составлении рейтинга, учитывались данные за 2011 год, а в прошлом году выброс углекислого газа в России по крайней мере не возрос. Так что в будущем году у нашей страны есть шанс подняться выше.

Хотя глобальные шаги в вопросах компенсации воздействия человека на климатическую систему должны быть от лица государства, как это на самом деле будет работать, целиком и полностью зависит от каждого из нас. «Ключевой фактор в таких вопросах как энергосбережение и использование возобновляемых источников энергии — человеческий», — считает Алексей Кокорин.   

Автор: Юлия Смирнова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее