Бронзовый век. Европа без границ.

Перекрёстный год культуры России и Германии 2012 – 2013 венчает уникальная выставка. Свыше 1700 экспонатов. Треть из них до недавнего времени считалась утраченной.

Завершив свою работу в Санкт-Петербурге, в Главном штабе – новом филиале Эрмитажа, выставка «Бронзовый век. Европа без границ. Четвёртое – первое тысячелетия до н.э.»15 октября открылась в Москве, в филиале Исторического музея, бывшем Центральном музее В.И. Ленина.
 
В единое целое для совместного экспонирования «воссоединились» клады и другие «коллекции» археологических памятников эпохи бронзового века, значительная часть которых оказалась перемещённой в 1945 году на территорию СССР. Они хранятся в настоящее время в трёх российских музеях - Государственном Эрмитаже, Государственном историческом музее и Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, и «дополнены» на выставке вещами, которые остались в собрании Музея преистории и древней истории Государственных музеев Берлина.

Идол. Медь. Длина 16,4 см. Галичский клад. Рубеж III – II тыс. до н.э. ГИМ.
Золотой клад из Эберсвальде, Бранденбург, Германия. IX – VIII вв. до н.э. Входит в число перемещённых объектов. ГМИИ. До 1945 г. в МПДИ, Берлин.
Коллеги. Тамара Григорьевна Игумнова, зам. директора ГИМа, и Маттиас Вемхофф, директор Музея преистории и древней истории Государственных музеев Берлина.
Открытие выставки.
Гостей приветствуют президент Фонда Прусское культурное наследие, профессор Герман Парцингер (слева)и директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.
Первые посетители «Бронзового века» в Москве.

«Цель этого выставочного проекта, – свидетельствует Президент фонда Прусского культурного наследия профессор Г. Парцингер, – показать, что перемещённые в результате войны немецкие памятники искусства и культуры, могут быть задействованы в научной и выставочной работе, даже если связанные с этим ключевые вопросы политического характера на сегодняшний день представляются затруднительными».

Подтверждение этим словам - международная научная конференция «Эпоха бронзы в Европе. Новейшие исследования и перспективы», прошедшая в ГИМе и приуроченная к открытию выставки в Москве.

Итак, речь идёт, в первую очередь, о научно-исследовательском проекте, объединившем коллективы ведущих музеев России и Германии, ведущих специалистов по Бронзовому веку Европы. И это уже второй международный проект из серии «Европа без границ». Первый завершился в 2007 году выставкой «Эпоха Меровингов. Европа без границ», показанной в ГМИИ и Государственном Эрмитаже.

Петербургский и московский «варианты» нынешней экспозиции сильно отличаются друг друга, но при этом оба остаются двумя сторонами одной и той же «медали» – дошедшего до нас отпечатка древнейшей истории жизни людей на Европейских просторах.

Научно строгая и полная экспозиция, представлявшаяся летом в Санкт-Петербурге, адресовалась, прежде всего, специалистам. И специалисты оценили её как нельзя более высоко!
«Не разрозненность» коллекций производила сильное впечатление и на не очень подготовленного зрителя, но самоценность этого факта такому зрителю необходимо было пояснять.

В Москве «Бронзовый век», будучи несколько уменьшенным по числу экспонатов в виду не столь пространных, как в петербургском Главном штабе, выставочных площадей, «отвоевал себе право» на свободу популярного, изобразительно щедрого пересказа, доступного всем желающим.
Особое значение событий Бронзового века, – по мнению устроителей выставки в Историческом музее, – состоит в том, что впервые на исторической арене появляются «герои», подвиги которых описаны в литературных произведениях – передневосточных и средиземноморских эпосах. Эти герои становятся первыми властителями необъятных европейских пространств, организуя по-новому всю экономическую и духовную жизнь подвластных им народов. Они стали носителями перемен, которые затронули практически все европейские регионы…

Кураторы выставки: Наталья Ивановна Шишлина (ГИМ), Владимир Петрович Толстиков (ГМИИ), Юрий Юрьевич Пиотровский (ГЭ), Манфред Наврот (Музей преистории и древней истории Государственных музеев Берлина).

Художник – Андрей Георгиевич Рейнер.

Выставка открыта до 13 января 2014 года.

«Наука и жизнь» планирует дополнить на своих страницах этот беглый рассказ.

Фото автора.

Автор: Наталья Домрина


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее