Собачья чумка угрожает редким животным

Чума плотоядных может уничтожить строго охраняемые популяции амурского тигра и дальневосточного леопарда.

По данным, собранным американскими специалистами по охране природы вместе с дальневосточными ветеринарами, до 2000 года случаев заражения вирусом чумки среди тигров не наблюдалось. А с 2009 года 1% популяции (а когда общая численность тигров составляет всего лишь 450 особей, это существенная цифра) пал от чумки. Результаты исследования недавно были опубликованы в журнале Американского микробиологического общества.

Дальневосточный леопард (wikipedia.org).
Амурский тигр — царь зверей российского Дальнего Востока (animalspace.net).

Главный источник заразы — не привитые от чумки собаки, как домашние, так и дикие. Основу рациона тигра составляют изюбрь, кабан и пятнистый олень. В год хищнику необходимо порядка 50-70 копытных. Когда крупной добычи не хватает, тигры питаются барсуками и енотовидными собаками, могут нападать на домашних собак.

Исследователи обратили внимание на несколько случаев странного поведения тигров начиная с 2001 года. Животные, обычно в значительной степени истощенные, вдруг выходили из леса и совершенно не опасались людей. Причем эти вылазки были явно не с целью добычи пропитания — тут тигр скорее нападет на окраине деревни на зазевавшуюся собаку и быстро утащит ее в лес. Случаи, о которых идет речь, заканчивались трагически — животные либо вскоре умирали, либо были застрелены местными жителями. Изучив ткани погибших животных ученые поняли, что трое из пяти тигров оказались заражены вирусом чумы плотоядных, который в том числе вызывает неврологические нарушения (с этим и связано необычное поведение). А самое печальное то, что все случаи были зафиксированы в разных регионах Дальнего Востока, то есть под угрозой находится вся популяция.

«Это первое известное нам инфекционное заболевание, которое представляет реальную угрозу для выживания амурского тигра»,  — считает руководитель исследования Дениз Маккалуз из Центра охраны дикой природы (США).

Считается, что чума плотоядных поражает псовых и куньих, домашние кошки чумкой не болеют, а ведь тигр тоже  — кошка. Но больше всего ученые опасаются за дальневосточного леопарда, их осталось не более 50 особей. Случаев заражения вирусом среди леопардов пока не обнаружено, но ученые начали комплексную проверку домашних кошек и собак в населенных пунктах Хасанского и Надеждинского районов Приморского края, расположенных рядом с территорией национального парка «Земля леопарда». У животных берут на анализ кровь для анализа на чуму плотоядных, дирофиляриоз, бабезиоз и другие заболевания.

Чума плотоядных вызывается РНК-содержащим вирусом из семейства парамиксовирусов, который имеет  сродство с вирусом кори человека и вирусом чумы крупного и мелкого рогатого скота. Болезнь характеризуется лихорадкой, острым воспалением слизистых оболочек, поражениями кожи, пневмонией и тяжелым поражением нервной системы. Болеют животные круглый год, но самые большие вспышки происходят весной и осенью. Если животное не привито, то в 80-90% наступает смерть.

В последние годы ученые все чаще говорят о том, что вирус поражает все новые и новые виды диких животных. На Камчатке опасаются за сивучей, которые контактируют с бродячими собаками, живущими в Кроноцком заповеднике и на Командорских островах. В 2000 году от чумки пострадали каспийские тюлени. В 90-е годы чума плотоядных уничтожила треть популяции львов в национальном парке Серенгети. Остановить эпидемию удалось  вакцинацией всех окрестных собак.

Увы, но и в неволе тигры не застрахованы от болезней. Несколько дней назад в США в одном из заповедников 6 бенгальских тигров умерли от чумки, заразившись, по видимому, от енотов.