Инновационный салон «Архимед-2013»: продолжаем обзор

Изобретатели заботятся об эффективности, комфорте и здоровье. Утепление жилья с помощью стеклянных шариков,  силиконовый термоматрасик для младенцев и ортезы из фиброволокна стали «хитами» выставки. На «Архимеде» нашли новое применение дрезине и усовершенствовали рикамбент.

На стенде Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина выставили три новинки. Одна из них – самоспасатель для застрявшей легковушки (рис.1). Чтобы вытащить ее из грязи или сугроба, нужно надеть на ведущие колеса по диску и катушке с намотанным кольцевым тросом, а его закрепить на вкопанной опоре и «дать газ» - трос начнет накручиваться на катушки и вытянет автомобиль.

Эмблема салона.
1. Легковушка, оборудованная тросовым самовытаскивателем, связанным с ведущими колесами. На втором плане – термоизолирующий блок с обычными сплошными наполнителями и (справа) стеклянными шариками.
2. Так будет выглядеть узкоколейка, размещенная над наземным трубопроводом.
Наука и жизнь // Иллюстрации
3,4.Турбогенераторная установка, созданная отцом и сыновьями Аракелян, удостоенная «Золотого верблюда».
5. Термоматрасик для новорожденных «Лучик» и блок управления им, способный действовать и самостоятельно.
6. Термокровать «Детка» - длина 1200 мм, ширина – 590 мм, высота – 1600 мм, вес около 70 кг.
7. Так выглядят ортезы, призванные заменять утраченные руки и ноги и избавлять от недугов конечности больных и инвалидов.
8. Рикамбент Сергея Лукьянова.
9. Многоцелевой транспортер «Аэроджип» на воздушной подушке.

Для обслуживания надземных трубопроводов предложено разместить над ними двухрельсовый путь (рис.2), по которому пускать дрезины с ручным либо механическим приводом, и таким способом перевозить обслуживающий персонал с инструментами и материалами. Тогда специалистам не придется преодолевать бездорожье на вездеходах и вертолетах, и они попадут на место аварии быстрее и намного дешевле.

Для термоизоляции жилья, служебных, спортивных, производственных и прочих помещений обычно применяют пакеты со сплошными наполнителями. По мнению губкинцев гораздо выгоднее использовать закрытые полые блоки, заполненные стеклянными шариками. Как показали расчеты и опыты, они в 10-20 раз эффективнее общепринятых конструкций. Так что дело за производственниками.

Трио Аракелян, отец и сыновья, из Ставропольского производственно-строительного объединения «Грантстрой» с благословления академика А. Г. Мержанова, председателя Научного совета по горению и взрыву РАН, представило турбогенераторную установку, предназначенную для получения водородсодержащего газа, который сгорает при высокой температуре (рис.3). В установке используется углеводородное сырье: метан, отработанные масла, нефть любой фракции с высоким содержанием серы и парафинов вплоть до битумов. Удивительный агрегат, кстати, удостоенный золотой медали Салона, а также специального приза президента Казахской Академии наук – «Золотого верблюда» (рис.4).

В марте 1963 года из НИИ-885 выделили группу Н.А.Пилюгина и преобразовали в Научно-производственный центр автоматики и приборостроения. В последующие годы в нем создавали системы управления ракетами-носителями, разгонными боками, и боевыми ракетами. В частности, для орбитальных кораблей «Восход» и «Буран», межпланетных станций «Луна» и «Марс», баллистических снарядов «Тополь». Но на «Архимеде» НПЦ АП имени Н. А. Пилюгина представил изделия, не имеющие отношения к космосу и ядерным боеголовкам.
Это силиконовый матрасик «Лучик» весом 4,5 кг со встроенным устройством, нагревающим его до +30–39оС (рис.5). Если температура отклоняется, срабатывает сигнализатор. Таким матрасиком оборудуется и термокроватка «Детка» весом 70 кг со съемной крышкой, в которую, при необходимости, подают кислород из двух баллонов емкостью 2 и 5 л (рис.6). Его дозу, температуру и давление воздуха устанавливает и поддерживает блок управления, действующий самостоятельно либо по распоряжению оператора. Выдерживать точность показателей важно потому, что эти устройства предназначены для новорожденных, которым предстоит привыкать к новой для них среде обитания. Для них же подготовлен ИНТ-1, закрытый экипаж, в котором младенцев возят по отделениям роддома или в машине службы скорой помощи.

Московское предприятие «ЦИТО» специализируется на создании протезов для замещения утраченных конечностей и ортезов для восстановления функций опорно-двигательного аппарата. В ЦИТО их изготавливают из композиционных полимерных материалов, упрочненных фиброволокном, которые располагают слоями разной толщины, обеспечивая нужные в разных местах прочность и упругость. Оснащенные шарнирными сочленениями ортезы охватывают конечность с одной стороны либо полностью, а оборудованные динамическими пружинами еще воздействуют на мышцы, помогая пациентам избавиться от параличей, последствий воспалений и инсультов (рис.7). А ортезы, предназначенные для стопы, делают модульными, с учетом возраста клиентов и особенностей недуга, при этом отпадает нужда обзаводиться ортопедической обувью. Подобные изделия с декабря 1990 года производит и московское предприятие «Ортез», обеспечив ими более 50 тыс. больных и инвалидов всех возрастов.

Когда говорят «открыть Америку» или «изобрести велосипед», подразумевают совершить свершенное либо сделать сделанное. Конечно, открывать Новый свет никто не собирается, зато новые виды безмоторных экипажей выдумывают вот уже более двух столетий. Так, в начале ХХ века появились рикамбенты, на которых бициклист не только располагался на сиденье, но еще и опирался на его спинку, то есть полулежал, поэтому каретку с педалями расположили у переднего колеса. Рикамбентами занимались многие, и особенно успешно Сергей Лукьянов, создавший несколько вариантов таких самокатов.
Часть из них он показал на «Архимеде», в том числе тот, на котором каретку с педалями совместил с осью переднего колеса, а цепную передачу от нее провел к заднему ведущему (рис.8). А на прямоугольной верхней части рамы устроил фиксатор и рычагом, которыми сиденье со спинкой смещается вперед-назад, как захочет седок. «До меня до этого никто не додумался!» – заметил изобретатель.

Общество «Активный отдых» выставило на всеобщее обозрение небольшой катер на воздушной подушке «Аэроджип» с корпусом из авиационного алюминия, гибким ограждением воздушной подушки и двигателем с пропеллером в кольце, простой в эксплуатации (рис.9). Он может пригодиться туристам, связистам, спасателям, медикам, да и всем, нуждающимся во всепогодных вездеходах.

Фото Ю.Егорова.

Автор: Юрий Егоров, Игорь Боечин


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее