Куры домашние и дикие

Происхождение курицы – вопрос не только философский, но и биологический. Несмотря на все современные методы исследований, он всё ещё остается открытым.

В 1960 году на юге США провели эксперимент – выпустили в дикую природу 10 тысяч красных банкивских кур, которые в дикой природе обитают в южной и юго-восточной Азии. Эксперимент не удался, почти все птицы погибли. Но молодому ученому Леру Брисбену удалось сохранил пятерых кур и через некоторое время на его ферме в Алабаме их поголовье значительно увеличилось и достигло уже сотни голов.

А еще через некоторое время оказалось, что потомство обреченных когда-то на верную гибель в американских лесах птиц сохранило свой генофонд намного лучше, чем их далекие родственники в Азии. Дело в том, что дикие банкивские куры на своей исторической родине активно скрещиваются с домашними курами, которые в азиатских деревнях живут на свободном выпасе.

Дикие банкивские куры заметно отличаются от своих домашних сородичей. Они меньшего размера, «спортивного» телосложения, их ноги темного цвета, и еще: они сохранили способность к полету. Живут банкивские куры в лесах, высиживают цыплят в лесной подстилке, питаются насекомыми и семенами. Сегодня ареал красной банкивской курицы простирается от предгорий Гималаев до острова Суматра. Образ жизни диких кур с тех пор как они стали объектом интереса человека не очень изменился, так что процесс одомашнивания был не таким уж сложным, считают антропологи.

Если бы сегодня все куры исчезли с лица земли, то фактически наступил бы голод: куриное мясо важнейший источник животного белка, и его потребление с каждым годом только возрастает. В России на каждого жителя приходится в среднем 22,1 килограмма курятины в год, в США этот показатель выше – 51,8 килограмма, а на душу одного израильтянина – 67,9 килограмма.

По прогнозам экспертов, к 2020 году потребление куриного мяса выйдет на первое место среди общего объема потребления мяса в мире. Если в 1970-х годах в мире производилось около 20 млн тонн мяса птицы, то в 1990 году его производство удвоилось, а к 2020 году достигнет 120 млн тонн. Все эти важнейшие экономические показатели ставят вопрос изучения куриного прошлого на довольно высокие позиции по степени важности. Птицеводы рассчитывают на то, что данные о генетике диких кур помогут улучшить породы кур современных, например, повысить их устойчивость к птичьему гриппу. По этой же причине расшифровка генома красной банкивской курицы в 2004 году была существенно ускорена, ведь именно тогда впервые заговорили о птичьем гриппе.

О том, что красная банкивская курица была возможным предком курицы домашней, писал еще Чарльз Дарвин в своей работе «Разнообразие одомашненных животных и растений», а первое предположение на этот счет высказал дед великого эволюциониста, Эразм Дарвин.

Не существует единого мнения о том, когда произошло одомашнивание кур. Некоторые утверждают, что это случилось 8 тысяч лет назад, другие предполагают, что только 4 тысячи лет назад. По одной из версий птица была одомашнена лишь однажды, другие рассматривают несколько независимых центров одомашнивания. Сейчас исследования ведутся не только в лабораториях, но и в археологических экспедициях в юго-восточной Азии. Археологи ищут куриные кости с тем, чтобы потом выделить из них ДНК, установить возраст останков и проследить их филогенетические связи с современными курами. Известны находки из Индии, датируемые 2000 годом до нашей эры, это подтверждает идеи Дарвина о том, что одомашнивание произошло именно на полуострове Индостан. В 1988 году в Китае были обнаружены останки одомашненной курицы, возраст которой определен как 6 тысяч лет до нашей эры.

Даже современные методы исследования пока не могут дать однозначного ответа на вопросы где и когда были одомашнены эти пернатые. В 1994 году японский принц и орнитолог Акисино, исследуя митохондриальную ДНК кур, установил, что их одомашнивание произошло в Таиланде. Эта гипотеза была подтверждена другой командой исследователей в 2002 году.

В 2006 году китайские ученые из Китайского института зоологии показали также на митохондриальной ДНК, что на заре птицеводства было 9 отдельных центров одомашнивания, распространенных по всей юго-восточной Азии и Индостану. Исследования ядерного генома впоследствии подтвердили и эту точку зрения.

В 2008 году биологи из университета Упсалы, проанализировав ген, отвечающий за желтизну кожи у кур, показали, что скорее всего нынешняя домашняя курица имеет в родителях представителей нескольких видов. Ученые выявили, что у современных домашних куриц регуляторный участок этого гена больше схож с таковым у серых джунглевых кур, тогда как большинство остальных исследованных генов такие же, как у красных джунглевых. По версии исследователей, за пределы юго-восточной Азии попали гибриды между серыми банкивскими курами и одомашненными красными и в итоге стали обычной домашней курицей.
«Курица – как губка впитывала разные гены на протяжении тысячелетий», – говорит доктор Грегер Ларсон, один из авторов исследования в Уппсале.

Самбандам Сатиякумар, биолог из Института дикой природы в Индии, расположенного неподалеку от того места, откуда когда-то взяли птиц для интродукции на юг США, считает, что на самом деле 95% диких банкивских кур «чисты» от генов домашней курицы. Но Брисбен и его единомышленники отмечают, что внешний облик диких кур заметно меняется в сторону домашних. Дикие петухи постепенно «теряют» длинные черные перья, располагавшиеся на середине спины, и рыжие – на остальной части тела (у домашних кур они отсутствуют). А самки настоящих банкивских кур не имеют гребня и бородки как у домашних. Но сейчас даже те птицы, которые фигурируют в научных исследованиях в качестве источника ДНК дикого типа, имеют признаки «одомашненности». И поведение настоящих диких кур также отличается. Они куда более пугливы и осторожны, чем те куры, которых под видом банкивских содержат во многих зоопарках, однако привыкают к тем, кто ежедневно о них заботится и кормит. Поэтому, полагают некоторые исследователи, результаты этих работ нельзя считать достоверными, что еще более запутывает историю происхождения домашней курицы.

Сейчас шведские биологи из лаборатории Лиефа Андерссона, где несколько лет назад показали гибридогенное происхождение домашней курицы, исследуют ДНК алабамской линии банкивских кур. Ученые уверены, что эти куры наиболее близки к тем птицам, что обитали в Азии до начала их одомашнивания.

Археологи тоже всерьез взялись за куриные кости. Еще 20 лет назад никому не приходило в голову исследовать их видовую принадлежность. Сегодня даже мельчайшие останки кур представляют большой интерес для ученых. Проблема с такими мелкими частицами еще и в том, говорят археологи, что при раскопках они легко перемещаются в слоях почвы, смешиваются с другими находками. Но чтобы, наконец, ответить на все вопросы, ученые занялись поисками древних куриных костей по всему миру. Новые исследования, например, говорят, что датированные 6 тысячами лет до нашей эры куриные останки из Китая, возможно, на несколько веков моложе, чем считалось ранее. Конечно, ученым хотелось бы выделить пригодную для анализа ДНК из древних птичьих костей, но это все равно что «найти у курицы зубы». Надежд на то, что во влажном тропическом климате в течение тысяч лет в костях могла сохраниться ДНК очень мало.

Еще одно заслуживающее внимания исследование также было проведено в Швеции. Проанализировав однонуклеотидные последовательности (последовательности нуклеотидов, отличающиеся на одну «букву», часто используются в качестве молекулярно-генетических маркеров), ученые выяснили, что у диких кур отсутствуют рецепторы гормона тиреотропина, который отвечает за рост. Судя по всему это свидетельство того, что при одомашнивании птиц люди отбирали самых крупных особей, и в процессе отбора уровень тиреотропина повышался.

Источник: A. Lawler. Animal Domestication. In Search of the Wild Chicken. Science, 23 November 2012: vol. 338 no. 6110 pp. 1020-1024. DOI: 10.1126/science.338.6110.1020.

Иллюстрации: 1. Красный банкивский петух. 2. Красная банкивская курица. 3. Современные ареалы распространения банкивских кур.