Была ли жизнь на Марсе, мы до сих пор не знаем, но, возможно, она есть на экзопланетах

Успешная работа космического телескопа «Кеплер» продлила ему жизнь на орбите еще на четыре года.

Космический телескоп «Кеплер» вот уже несколько лет ищет экзопланеты – планеты, обращающиеся вокруг звезд за пределами Солнечной системы. Недавно на сайте проекта был обнародован очередной пресс-релиз, в котором рассказывается, что на счету телескопа – 116 подтвержденных планет в 67 звездных системах. Неподтвержденных значительно больше – 2321. Из них 46 находятся в так называемой «зоне обитаемости». Но, к сожалению, существование всех этих миров ещё нужно доказывать.

«Зона обитаемости» – условная область в космосе, на определенном расстоянии от звезды, найденная из расчёта, что условия на поверхности находящихся в ней планет будут близки к условиям на Земле. И, к сожалению, но факт, далеко не все планеты находящиеся в «зоне обитаемости» по размерам сравнимы с Землей.

С другой стороны – планеты-гиганты, находящиеся в этой области, вполне могут иметь несколько пригодных для жизни спутников! Интересно, что такие планеты обнаружены даже в системах двойных звезд. (Существующие теории формирования планет из газопылевого диска отрицают возможность их появления в таких системах.)

Печальный вывод для ученых, надеющихся найти жизнь вне Земли, – 70 процентов звёзд нашей Галактики являются кратными, и, доверяя нынешним «беспланетным» моделям двойных систем, можно сделать вывод, что планеты отсутствуют у большинства звезд Галактики.

Открытия сделанные «Кеплером» заставили пересмотреть эти пессимистичные оценки. В нашей Галактике насчитывается от 200 до 400 миллиардов звезд. Исходя из статистики, полученной космическим телескопом, можно предположить, что существует не менее триллиона таких планет. Из них около двух процентов – в зоне жизни (статистика, основанная на данных «Кеплера»). То есть по три планеты на каждого из семи миллиардов жителей Земли! Среди них, увы, планет размером с нашу значительно меньше, приблизительно по одной на семью.

Впрочем, эта оценка довольно грубая, и, наверняка, будет неоднократно пересмотрена: ведь количество обнаруженных «Кеплером» и впоследствии подтвержденных планет увеличивается вдвое каждый год. Принцип метода транзитов, с помощью которого телескоп ищет экзопланеты, основан на обнаружении снижения «светимости» звезды во время прохождения планеты перед её диском. Этот фотометрический метод достаточно точен и позволяет определить радиус планеты.

В апреле 2012 года научная миссия телескопа, работающего на орбите уже три года, была продлена до 2016 года. (Согласно первоначальным планам, работа космической обсерватории должна была завершиться уже в ноябре 2012 года.)

Автор: Александр Ильин