Олимпийские достижения юных физиков

Российская команда завоевала три золотые и две серебряные медали на 43-й Международной физической олимпиаде школьников (IPhO'2012). Специальное интервью тренеров команды для читателей «Науки и жизни».

Олимпиада проходила с 15 по 24 июля в Таллине и Тарту. Всего в соревнованиях приняли участие около 500 юных физиков из 82 стран мира. Российская команда завоевала три золотые и две серебряные медали, заняв третье место в неофициальном командном зачете на 43-й Международной физической олимпиаде школьников (IPhO'2012).

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Международные физические олимпиады (МФО) проводятся с 1967 года. Сборные команды СССР и России принимали участие во всех олимпиадах с 1968 года и многократно демонстрировали результаты высочайшего уровня. Главная цель проведения Международных олимпиад – сотрудничество между странами в решении проблем, стоящих перед образованием.

МФО состоит из двух туров – теоретического и экспериментального. В первом туре участникам предлагаются три теоретические задачи, во втором – два экспериментальных задания. Оба тура проводятся в разные дни, на каждый отводится по 5 часов.

Задачи для олимпиады готовятся представителями страны-организатора. По статусу олимпиады эти задачи составляются на основе специальной программы, которая в основном включает вопросы, изучаемые в средних школах стран-участниц. Есть и материалы, которые не входит в программу основного курса физики средней общеобразовательной школы нашей страны. Это приходится учитывать при подготовке национальной сборной страны. При этом уровень сложности теоретических и экспериментальных задач чрезвычайно высок. Поэтому без специальной подготовки членов сборной команды трудно было бы рассчитывать на успешное выступление на Международной олимпиаде. Особенно это касается экспериментальной подготовки. В последние годы ее уровень в нашей средней школе значительно снизился.

Во многих странах, особенно азиатского региона, подготовке национальных сборных к участию в МФО уделяется исключительное внимание. В этих странах успешное выступление на олимпиаде рассматривается как элемент государственного престижа. Для подготовки национальных команд приняты государственные программы, созданы специализированные лаборатории для подготовки для экспериментальной подготовки членов команды и т.д. Кандидаты в сборную команду приглашаются на тренировочные сборы длительностью до полугода и более. Все это приводит к тому, что с каждым годом нашим ребятам все труднее конкурировать с командами таких стран, как Китай, Тайвань, Иран, Южная Корея, Индия, Таиланд. Высокие результаты в последние годы показывает команда США, где также существует национальная программа подготовки сборных команд к участию в Международных олимпиадах по разным дисциплинам, в том числе и по физике.

Подготовка участников национальной сборной России проводится на базе МФТИ. Рассказывает один из тренеров российской сборной, преподаватель кафедры общей физики МФТИ Михаил Николаевич Осин:

«В нашей стране Олимпиадное движение - это своеобразная пирамида, в основании которой осенние школьные олимпиады. В них принимают участие несколько сотен тысяч учащихся, начиная с 7-го класса. Далее, в декабре, следует районный/городской этап, на который каждая школа должна прислать несколько учеников. В подавляющем большинстве субъектов федерации эти этапы проводятся одновременно и даются одинаковые для региона задачи. В январе проводится региональный этап, задания для которого разрабатывает Центральная предметная методическая комиссия по физике – одинаковые для всех регионов. В апреле проходит финал всероссийской олимпиады, на котором участвуют по 80–90 человек из 9-х, 10-х и 11-х классов.

Обычно 24 лучших по рейтингу десятиклассника объявляются кандидатами в сборную России для поездки на Международную олимпиаду следующего года. В июне на Физтехе проводятся первые тренировочные сборы, после которых в команде остаётся 16 человек. Далее проводятся квалификационные сборы в ноябре. В феврале в Румынии проходит традиционная европейская олимпиада, мы везем туда 8 человек. В апреле все кандидаты в сборную участвуют в финале Всероссийской олимпиады, по результатам которой определяются 6–8 лучших претендентов в сборную. В конце апреля – начале мае они едут на Азиатскую олимпиаду по физике. Это очень серьезные состязания со своей спецификой, там много вычислений, требуется большая аккуратность, задания на этой олимпиаде зачастую сложнее, чем на международных олимпиадах.

После Азии мы называем окончательный состав сборной из 5 человек, они и будут выступать на МФО. В конце июня начинаются двухнедельные сборы, на которых мы прорабатываем темы, которых нет в школьной программе или они проходятся весьма поверхностно, но эти темы популярны на олимпиадах – волновая оптика, специальная теория относительности, квантовые явления, астрофизика.

Между сборами ребята живут в своих городах, и мы с ними общаемся по интернету. Общее время подготовки сборной получается довольно скромным, в особенности по сравнению с теми же «азиатскими тиграми». Лучше всего было бы собрать все 24 победителя финала Всероссийской олимпиады в специализированный интернат и там их и готовить. А в регионах хорошо было бы организовать центры олимпийского резерва. Тогда наверняка мы смогли бы рассчитывать на более высокие результаты».

Руководитель сборной России доцент кафедры общей физики МФТИ Валерий Павлович Слободянин считает усиление подготовки школьников по физическому практикуму критически важным не только для побед на всемирных олимпиадах, но и для успеха масштабных государственных программ: «Школьного эксперимента сейчас практически нет, Физтех эту ситуацию выправляет, и на олимпиадах мы выступаем на уровне, но это узкий круг участников – 24 кандидата в сборную, которых мы серьёзно готовим. Если же говорить про страну в целом – нам нужно много инженеров, техников, которые понимают, как приборы работают, и умеют руками делать что-то. Без этого – безнадёга. Вот любопытная статистика: около 90 процентов абитуриентов факультета общей и прикладной физики МФТИ хотят быть теоретиками, считают, что это важнее. У них нет представления, чем занимаются экспериментаторы, нет вкуса к эксперименту. Такие вещи закладываются в 13–17 лет, вуз уже мало что может исправить, интерес ребёнка смещён совершенно в другую сторону, вырастают упущенные для технической деятельности люди. Нужна серьезная государственная программа по развитию школьного физического практикума. Важна поддержка первых лиц государства, большое внимание общества и СМИ. Детям это будет интересно, они начнут руками что-то делать, появятся вкус к экспериментальной деятельности и понимание. Тогда у нас появятся люди, которые делают серьёзные технологические работы, и тогда возможен технологический прорыв. Это очень важно».

Все участники команды поступили в МФТИ и по традиции примут участие в подготовке своих младших товарищей к участию в будущих международных Олимпиадах.

Следующая Международная физическая олимпиада пройдет в Дании в июле 2013 года и будет посвящена столетию построения модели атома водорода Нильсом Бором.

И еще один важный момент, который следует отметить: успех всей национальной сборной и каждого из её участников в отдельности, конечно же, обусловлен участием семьи и школы – родителями, учителями школ и педагогами вузов, поддерживающими олимпиадное движении России.

Состав сборной России:
Лев Гинзбург (г. Хабаровск. В старших классах обучался в СУНЦ МГУ) – золотая медаль и специальный приз «Best innovative solution»;
Александра Васильева (г. Москва, ФМЛ «Вторая школа») – серебряная медаль и специальный приз «Best female participant»;
Иван Ивашковский (г. Москва, лицей №1581) – золотая медаль и специальный приз «Best Solution of the Experimental»;
Никита Сопенко (г. Тамбов, лицей №14) – золотая медаль, победитель предолимпийского турнира “Physics Cup – IPhO2012";
Давид Френклах (г. Долгопрудный, Лицей №5) – серебряная медаль.

Тренеры сборной – преподаватели кафедры общей физики МФТИ:
Козел Станислав Миронович
Слободянин Валерий Павлович
Александров Дмитрий Анатольевич
Осин Михаил Николаевич

На фото: 1. Церемония награждения победителей. 2. Российская команда олимпийцев. 3. Тренеры сборной России, преподаватели кафедры общей физики МФТИ Осин Михаил Николаевич (слева) и Валерий Павлович Слободянин.

Автор: Дмитрий Белковский


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее