Органические соединения на краю Солнечной системы

Американские ученые с помощью космического телескопа Хаббла обнаружили сложные соединения, которые могут давать характерный цвет Плутону и объектам Пояса Койпера.

В конце декабря 2011 года группа ученых из Юго-западного исследовательского института под руководством Алана Штерна сообщила о том, что на поверхности Плутона обнаружены сложные молекулы. Это открытие помог совершить высокочувствительный ультрафиолетовый спектрограф COS (Cosmic Origins Spectrograph), установленный на космическом телескопе Хаббла в мае 2009 года.

Линии поглощения, характерные для углеводородов, в том числе, нитрила, были обнаружены в спектре Плутона в ходе наблюдений, проведенных в 2010 году. По мнению ученых, эти вещества могли образоваться в результате взаимодействия солнечного излучения или космических лучей с основными компонентами поверхности карликовой планеты – замерзшим метаном, монооксидом углерода и азотом. «Это очень интересное открытие, поскольку сложные соединения, замеченные космическим телескопом, могут быть причиной его красноватого оттенка», – поясняет Алан Штерн.

Ледяные объекты Пояса Койпера также имеют красноватый оттенок, и ранее уже высказывалось предположение о том, что создавать его может именно органика. Кроме того, астрономы обнаружили изменения в ультрафиолетовой части спектра Плутона, произошедшие с начала наблюдений с помощью телескопа Хаббла в 1990-е годы. Такие перемены могут быть связаны с тем, что более десяти лет назад ученые изучали другие районы планеты. Согласно другой версии, изменения вызваны сезонными процессами, которые развиваются на Плутоне на протяжении многих лет. «Наше открытие лишний раз напоминает о том, что Плутон готовит нам еще немало увлекательных находок, связанных с химическим составом планеты и ее эволюцией, – продолжает Алан Штерн. – Возможно, они будут сделаны в 2015 г., когда к нему прибудет межпланетный зонд New Horizons».

Автор: Александр Ильин