Русские винтокрылые труженики

На авиасалоне МАКС-2011 был успешно продемонстрирован легкий автожир «ГиРос». Эти автожиры уже показали себя весной и летом, выявляя с воздуха очаги пожаров в Воскресенском районе Московской области.

Сначала была «Адель» (или ГиРос-1) – плод многолетних поисков и находок ученика великого Н.И.Камова, главного конструктора винтолётов (зачем французское название «автожир», когда есть русское – образное и понятное?) Валентина Устинова компании «ГиРос» из г. Воскресенка Московской области. Кстати сказать, именно Камов в свое время и предложил способному парню найти правильное определение своим летательным аппаратам. Тогда они были в новинку. Но утвердилось все-таки «импортное» название.

Итак, «Адель» – неприхотливая в эксплуатации, может базироваться на небольших площадках, с тянущим маршевым винтом и пилотской кабиной, обеспечивающей хорошую видимость, защиту и аэродинамическую устойчивость. В прошлом году начались летные испытания модифицированного «Фермера» (ГиРос-2). По словам летчика-испытателя, аппарат показал хорошую устойчивость и управляемость, низкую вибрацию, хороший обзор. Длина разбега с момента выхода на взлетный режим составляет всего лишь 30 метров.

На аппарате установлен 200-сильный поршневой бензиновый двигатель «Субару» и двухлопастной ротор фирмы «Спорткоптер». Расход топлива не превышает 15-16 л на 100 км, что сопоставимо с прожорливостью среднего внедорожника, которому какие-никакие дороги все-таки нужны, а «Фермер» с запасом горючего где угодно пролетит 400 км с коммерческим грузом 110 кг. У него есть еще небольшой дополнительный грузовой отсек для установки бака емкостью 150 л с химикатами, предназначенными для обработки сельхозугодий. Одна неприятность: «Фермер» не может зависать на месте как вертолет, но минимальная скорость горизонтального полета у него всего лишь 35-50 км/ч, а это значит, что винтолёт сядет на любую площадку или поляну.

В настоящее время на фирме ведется сборка более перспективного, нежели «Адель» и «Фермер», двухместного «Егеря» (ГиРос-3). По компоновке он несколько отличается от своих предшественников. Имеет более просторную кабину с хорошим обзором и при той же взлетной массе сможет преодолевать так же 400 км с той же нагрузкой.

«Егерь» – сущий клад для полиции, МЧС и сельхозавивции. Он на порядок дешевле используемого вертолета Ми-8. Стоимость программы серийного выпуска «Егерей», включая отечественную несущую систему и силовую установку (двигатель Ванкеля российского производства), изготовления опытных образцов, проведения испытаний и сертификации обойдутся в сумму порядка 290 млн рублей. Предполагаемая цена серийного «Егеря» – 5 млн рублей, а вертолета того же класса – 12 миллионов. Выгода налицо. Но двигатель, созданный в Тольятти и испытанный в ЦИАМе, из-за неразберихи и апатии чиновников «похоронили», что противно.

Как пояснил Валентин Устинов, экспозиция винтолётов на недавней специализированной вертолетной выставке Helirussia-2011 в «Крокус Экспо», должна была привлечь внимание руководителей высокого ранга. Что и случилось. Его стенд посетил заместитель Председателя Правительства Сергей Иванов. Ему объяснили назначение аппаратов и доказали, что их применение имеет большое государственное значение. Иванов все выслушал и задал единственный вопрос: «А вы, собственно, кто такие? Частная фирма или государственная?» «Ну, раз частная, – услышали разработчики в ответ, – сами и ищите заказчиков!»

Если же все-таки посмотреть шире, чем вице-премьер, на эти проекты, то можно смело сказать, что они выходят далеко за рамки районного масштаба и могли бы способствовать возрождению отечественной легкой авиации – созданию настоящих тружеников для реальных дел.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Автор: Юрий Егоров


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее