Первый шаг к звездам

Накануне праздника в подмосковном Краснознаменске встретились ветераны космодрома Байконур, запускавшие на орбиту корабль «Восток-1» .

12 апреля 1961 года многие из них, тогда – молодые лейтенанты, военные инженеры-механики и техники, находились на боевом дежурстве, отслеживая техническую информацию о полете очередного «тяжелого спутника». Операция проводилась в режиме строжайшей секретности, некоторые даже не знали о том, что в космос полетел человек. А те, кто знал, занимались системой жизнеобеспечения космонавта и поддержанием температурного режима внутри кабины и в приборном отсеке.

Во время запуска у Гагарина пульс был ровным, а все работники космодрома, наоборот, очень волновались. «Стреляющим» (так называют руководителя запуска от военных), в этот день был Анатолий Семенович Кириллов, который находился у первого перископа – их в пультовой два. А у второго перископа ход работ контролировал технический руководитель от гражданских, заместитель С.П. Королева по испытаниям Л.А. Воскресенский. Но именно от Кириллова прозвучала команда «Пуск!».

Первый полет длился всего 108 минут. У нынешних космонавтов есть возможность работать на орбите долго и успешно возвращаться на Землю. Космические технологии используются во многих отраслях науки и техники, в важнейших программах, например, в создании системы глобального мониторинга в области безопасности и природопользования. И, несмотря на скептицизм, появившийся в последнее время, инженеры и ученые связывают надежды с пилотируемой космонавтикой.

Сегодня, когда космос давно стал повседневно необходимым элементом нашей жизни, мы мечтаем о полете на Марс и другие планеты. А это можно осуществить только в сотрудничестве. Работа в космосе должна превратиться в открытое соревнование в международном конкурентном пространстве, иначе человечество рискует ввязаться в гонку дублирующих друг друга технологий.

Зачем космос современным людям? Когда-то о космосе мечтал каждый ребенок. Дети с гордостью произносили имена первых космонавтов и названия космических кораблей, помнили даты всех полетов и с нетерпением ждали следующих запусков на орбиту. С годами, потеряв им счет, мы перестали интересоваться даже тем, кто в данный момент работает на орбите. Сейчас, когда космические технологии вошли в повседневную жизнь, молодежь почему-то перестала мечтать о космосе. Более того – обыватели вопрошают, не зря ли человечество тратит огромные средства на космические программы. Но скептицизм не мешает им пользоваться космической спутниковой навигацией, телевидением, интернетом и другими благами цивилизации, пришедшими из космической отрасли.

«Путь в тысячу верст начинается с первого шага», — сказал Конфуций. Первый шаг в космос сделан полвека назад, и дорога человечеству предстоит длинная. Главное, чтобы новое поколение не разучилось смотреть на звезды и мечтать, — считают ветераны космических войск и космонавты.

На фото:

Встреча ветеранов космодрома Байконур.

Из музейной коллекции Главного испытательного центра им. Г.С. Титова в г. Краснознаменске:

модель радиотехнической станции «Заря», которая предназначалась для двусторонней связи с первыми космонавтами; радиопередатчик Р-613 и приемник Р-313, входившие в состав «Зари».

Автор: Татьяна Новгородская