В озере Моно живет бактерия – инопланетянка.

Открытие бактерии, у которой в ДНК и РНК фосфор может быть замещен на мышьяк, позволяет говорить о новой форме жизни на Земле, и не только на ней.

До сего времени считалось, что существует шесть элементов жизни – углерод, водород, азот, кислород, фосфор и сера. Из этих атомов собраны все молекулы, составляющие земные живые организмы – от водорослей до человека. Но открытие уникальной бактерии в калифорнийском озере Моно заставило ученых усомниться в этой аксиоме биологии.

«Эта бактерия может расти и размножаться как с фосфором, так и с мышьяком, то есть ее вполне можно назвать «инопланетянкой»» - говорит Поль Дэвис (Paul C.W. Davies) из Университета Аризоны, соавтор статьи, увидевшей свет в этот четверг в online-версии журнала Science. Мышьяк встраивается в фосфатные группы ( в том числе и в нуклеотиды ДНК и РНК) вместо фосфора, при этом ее основные функции, в том числе и репродуктивная, сохраняются.

«Открытие показывает, что на других планетах в других условиях возможны формы жизни, использующие для своей жизнедеятельности не только шесть земных элементов», - считает Шаль Кокель, профессор Института планетарных и космических исследований из Великобритании. Ведь на других планетах и на луне мышьяк более распространен, чем фосфор. Кстати, на заре существования нашей планеты, в ее атмосфере тоже содержалось много мышьяка. Так что ранние формы жизни вполне могли быть «мышьяк-содержащими».

Открытие бактерии не было случайностью. Руководитель работ Фелиса Вольф-Симон (Felisa Wolfe-Simon) из Астробиологического института NASA выбрала озеро Моно из-за высокого уровня солей мышьяка в его водах. Она предположила, что фосфор и мышьяк близки по химическим свойствам, и поэтому микробы в условиях избытка мышьяка начнут замещать им фосфор. Так и случилось. Правда, на среде, содержащей фосфор, бактерии растут все же лучше. Мышьяк «портит» внутриклеточные биохимические механизмы. Но факт остается фактом – «мышьяковая жизнь» существует даже на земле.

Автор: Ольга Белоконева