Жизнь океана – не надо много слов

Подводные бои ракообразных, танцы китов, счастливое спасение новорожденных морских черепах – как это происходит в жизни? Об этом можно узнать, посмотрев новый документальный фильм.

Новый фильм «Океаны» французского режиссера Жака Перрена (автора фильмов «Птицы» и «Микромир») без лишних слов рассказывает о жизни океана, опираясь исключительно на натурные съемки. Хотя океан занимают львиную долю земной поверхности и, в общем-то, ответственен за погоду на Земле, мы по сути мало знаем о жизни его обитателей. Она скрыта от человеческого глаза, ее трудно наблюдать, если только не вооружиться хитроумной техникой и не облачиться в особые доспехи.

Организаторы премьеры фильма в Москве, состоявшейся на прошлой неделе, подчеркивают, что десять лет назад снять подобный фильм было невозможно. Работа над ним включала не только собственно съемки, которые длились почти четыре года, но и разработку новой специальной киносъемочной аппаратуры. Действительно, иные кадры кажутся компьютерными трюками, и с трудом верится, что это всё – съёмки на натуре.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Создатели фильма назвали его документальным, а не «научпопом». Почему? Вроде, это просветительский рассказ «о нравах» обитателей океана – на воде, под водой, над водой, около воды. Но, собственно рассказа практически нет – есть показ. Но то, что зритель видит, заставляет его смеяться, замирать от страха, напрягаться от ужаса и чуть ли не обливаться слезами умиления.

Съемки проходили в 55 точках мира. Мы видим жизнь в теплых водах тропических поясов, среди морских льдов у полюсов планеты, в заповедных уголках Дальнего Востока. Рыбки-паразиты, живущие буквально под брюхом огромных хищников, морские чудища, прикинувшиеся безобидными растениями и внезапно атакующие проплывающих мимо рыб. А вот - полчища крабов надвигаются друг на друга и сейчас, кажется, начнется побоище. Но нет, они сходятся и затем громоздятся друг на друга, выстраивая огромную шевелящуюся пирамиду. Моржи, выхаживающие своих детенышей, кидают их вдруг со льдины в воду, затем подхватывают и, обняв, стремительно несутся, держа их подмышкой под водой, потом внезапно выныривают, чтобы глотнуть воздуха, и снова погружаются в воду. Теперь понятно, как учатся плавать моржи.

А может это, всё-таки – «научпоп»? Через полтора часа восторга и переживаний ты вдруг осознаешь, что узнал так много нового. Познание через эмоции – чем не инновация?

Автор: Татьяна Зимина


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее