Полёт на Марс как научный эксперимент

Полтора года предстоит провести в изоляции от внешнего мира участникам грандиозного международного эксперимента «Марс 500», имитирующего реальный полёт на Красную планету.

Международный научный эксперимент «Марс 500» запущен 3 июня в 14.00 по московскому времени в Институте медико-биологических проблем (ИМБП) РАН. Экипаж, состоящий из 6 человек, сейчас помещён в изоляционную камеру на период реального полёта на Марс – 520 дней. Эксперимент проводится в рамках программы «Марс 500», разработанной ESA (Европейским космическим агентством) и Институтом медико-биологических проблем (Россия). В свою очередь, «Марс 500» – часть действующей «Программы медико-биологических и физических исследований» (ELIPS) для подготовки будущих полётов на Луну и Марс, которую курирует Директорат пилотируемых полётов ESA.

Участники эксперимента – молодые люди, специалисты в различных областях: медицине, технике, биологии, вычислительной технике. Среди них три российских добровольца – Алексей Ситев (командир «корабля»), Александр Смолеевский и Сухроб Камолов, итальянец Диего Урбина, француз Роман Шарль и китаец Ванг Юэ.

Провести полтора года в изоляции да ещё в столь стеснённых условиях – задача не из лёгких. Экспериментальный комплекс состоит из нескольких модулей. Часть камеры представляет собой модель космического аппарата, который «доставит» их на Марс и обратно: это бортовой модуль с тренажёрным залом, оранжереей, хранилищем, санузлом, холодильной и термокамерой; жилой модуль, включающий 6 индивидуальных кают, кают-компанию, главный пульт, кухню и санузел; и медицинский модуль с жилым отсеком, санузлом, кухней-столовой, рабочими местами с медицинской аппаратурой. Другая часть имитирует посадочный модуль для высадки космонавтов на Красную планету и возвращения обратно на корабль и саму «марсианскую поверхность».

Добровольцы из разных стран станут объектами научных экспериментов, цель которых – собрать данные о влиянии особенностей реального полёта на Марс (изоляция, высокая длительность, ограниченность ресурсов, связь с Землей со значительной задержкой) на здоровье членов команды и их работоспособность. В конечном итоге учёные хотят знать, реален ли такой полёт в принципе, исходя из возможностей человеческого организма. Вице-президент РАН Анатолий Иванович Григорьев подчеркнул: «Это уникальный эксперимент, главная задача которого изучить деятельность человека в замкнутом пространстве в течение длительного времени, исследовать человеческий фактор». Виртуальная высадка на Марс покажет, насколько экипажу удалось найти общий язык.

Перед «стартом» члены экипажа рассказали немного о себе и ответили на вопрос, что, собственно, подвигло их к участию в эксперименте. Прежде всего, участники миссии чувствуют себя исследователями и жаждут открытия своих возможностей. На условную Красную планету команда Алексея Ситева ступит только через 240 дней, когда «спускаемый аппарат» удачно «примарсится». Пока команда смотрит на будущее «космическое путешествие на Марс» с оптимизмом. Командир взял «в полёт» учебники всех языков, на которых говорят члены экипажа.

При отсутствии на сегодняшний день образцов космической техники для высадки и освоения других планет создана виртуальная 3D система (NVIDIA 3D Vision), которая поможет смоделировать параметры марсианской среды, освещённость, гравитацию и др. Планируется активно использовать стереотехнологии для создания необходимой психологической атмосферы при выполнении членами экипажа ключевых операций полёта: взлёта, посадки, работы на поверхности Марса и др. Создатели системы ожидают, что виртуальным космонавтам удастся получить эффект присутствия в условиях необычной внешней среды. Виртуальную реальность Красной планеты создадут беспроводные активные затворные очки, специальное программное обеспечение, фотогалерея прекрасных снимков, полученных марсоходами.

Нынешний директор ИМБП академик Игорь Борисович Ушаков принял рапорт командира «корабля» Алексея Ситева: «Экипаж к эксперименту «Марс 500» готов, больных в строю нет, не понявших своё назначение – тоже нет». Дверь за виртуальными космонавтами закрыли снаружи и символично опечатали. Команда исследователей отправилась в «полёт на Марс».

На фотографиях:

1) Руководители проекта и участники эксперимента перед «стартом на Марс».

2) Слева - имитатор марсианской поверхности (ангар), справа – имитатор посадочного модуля, за ним – жилой модуль, в конце зала – медицинский модуль.

3) «Марс» уместился в небольшом ангаре, засыпанном песком и камнями, со «звездным небом» над головой.

4) Бытовой модуль (куда войдёт команда) расположен этажом ниже.

Автор: Татьяна Новгородская