Взлёты и падения бронзового века

В последние десятилетия в археологию пришли методы химии, физики, биологии, материаловедения. С их помощью ученые установили, что древнейшие металлургические провинции Балкан и Северной Евразии развивались независимо от «колыбелей» человеческой цивилизации.

Доклад на эту тему сделал на заседании Президиума Российской академии наук член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией естественнонаучных методов Института археологии Евгений Николаевич Черных.

Периодизация культурно-технологического развития человечества основана на отношении древних людей к металлу. Не зря века делили на каменный, бронзовый и железный. Физико-химические методы позволяют реконструировать технологические приемы древних производств. Благодаря естественнонаучным методам исследований можно определять абсолютный возраст многих находок. Первый метод - радиоуглеродного датирования - основан на определении времени распада изотопа углерода 14C. Он не очень точен и в археологии применяется вместе с дендрохронологией. Дендрохронология использует кольца годичного прироста деревьев. Сопоставляя между собой срезы древних деревьев, дендрологи смогли в конечном итоге составить множество более или менее протяженных дендрохронологических шкал — от нескольких сотен до тысяч лет.

По последним данным, полученным физико-химическими методами, металлоносные культуры Евразии развивались скачками, имели взлеты и падения. Так, подлинная технологическая революция свершилась в V тысячелетии до нашей эры на севере Балканского полуострова и в Карпатском бассейне. В этой металлургической провинции не только отливались медные орудия и оружие весьма совершенных форм, местные мастера выделывали также золотые украшения. Но в первой половине IV тысячелетия Балкано-Карпатская металлургическая провинция распалась.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Другим примером исторической реконструкции может служить Каргалинский горнометаллургический комплекс — древнейший и крупнейший горно-металлургический центр в Северной Евразии, расположенный на северо-запад от современного Оренбурга. Его разработки начались в конце IV тысячелетия до н. э., а взлет древней эксплуатации пришелся на поздний бронзовый век (18-14 вв. до н. э.), когда горняками и металлургами были освоены наиболее богатые участки залежей медных руд. Однако в последней трети II тысячелетия до н. э. по неясной причине на Каргалах горно-металлургическая деятельность прекратилась полностью, и наступило долгое забвение. Оно длилось до 1740-х годов, когда старое месторождение освоили уже российские промышленники.

Полученные данные, считает Е.Н. Черных, меняют устоявшиеся в археологии взгляды. Считалось, в частности, что все достижения пришли из Месопотамии, а более северные культуры Евразии светили лишь отраженным светом, усваивая идеи, которые доходили к ним из первичных высокоразвитых центров. Также считалось законом плавное поступательное развитие производства. Но бурное развитие металлоносных культур вдали от общеизвестных центров древней цивилизации и резкое их угасание свидетельствуют о том, что эти общепринятые положения археологии следует пересмотреть.

Автор: Ксения Любимова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее