Экспедиция «Миры» на Байкале» - 2009 прибыла в малоизученные районы озера

Второй сезон экспедиции уже принес научное открытие и новые данные, анализ которых позволит узнать историю развития Байкальской системы в течение нескольких миллионов лет.

По информации Фонда содействия сохранению озера Байкал 7 августа 2009 года были совершены технические погружения в районе Нижнеангарска на Севере Байкала, куда экспедиция прибыла 6 августа для проведения нового этапа исследований. Как предполагается, учёные из Бурятии и Москвы займутся поиском и изучением гидротермальных разгрузок, исследованием морфологии дна, будут отобраны образцы донного осадка и биоты.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Второй сезон экспедиции «Миры» на Байкале начался в середине июля, и уже через две недели были обнаружены поля газогидратов, лежащие на поверхности донных осадков (см. "http://www.nkj.ru/news/16049/) в районе грязевого вулкана Санкт-Петербург. Напомним, что газогидраты, кристаллы, образующиеся из метана и воды, внешне напоминают спрессованный снег и могут гореть. Благодаря своей структуре единичный объем газогидрата может содержать 160-180 объемов чистого газа. При повышении температуры газогидраты легко разлагаются на воду и газ – это основное препятствие к их использованию в качестве возобновляемого источника энергии. Тем не менее, их называют топливом будущего. Сейчас газогидраты используются для опреснения морской воды.

Впервые о возможных залежах газогидратов в осадках Байкала заговорили в 1992 году на основании результатов российско-американской глубинной сейсмической экспедиции.

Спустя 2 недели после открытия полей газогидратов в июле 2009 года специалисты из Института океанологии им. П.П.Ширшова РАН и Лимнологического института СО РАН спустились на дно озера в районе грязевого вулкана Санкт-Петербург и исследовали поля гизагидратов. Для подъема их образцов учёные разработали специальный пробоотборник из цинка, в котором можно консервировать пробу газогидрата, дабы оградить ее от изменения давления и температуры воды при подъеме к поверхности.

Для наблюдения за процессом разложения кристаллического соединения (куска газогидрата, отколотого от возвышенности на дне озера) при подъеме к поверхности воды учёные при помощи манипулятора установили камеру. В результате были определены основные фазы разложения газогидратов, что чрезвычайно важно для оценки перспектив их применения в качестве источника энергии. Выяснилось, что, начиная с отметки 400 м, процесс разложения ускоряется, и при достижении глубины в 100 м соединение полностью разлагается с небольшим «взрывом». По мнению исследователей, данные, собранные в ходе экспедиции, могут привести к пересмотру теории формирования газогидратов, а значит, возможно, откроются новые перспективы их использования в качестве топлива.

Еще одно направление исследований нынешней экспедиции – изучение подводных каньонов в поисках железо-магниевых конкреций. Эти полезные ископаемые весьма интересны для геологии. Дело в том, что на дне Мирового океана сосредоточено огромное количество железо-марганцевых конкреций, которые рассматриваются как реальные источники марганца, содержание которого в них иногда достигает 50%. По форме конкреции напоминают картофельные клубни небольшого размера и меняют цвет от коричневого до черного в зависимости от того, какой элемент в них преобладает — железо или марганец.

Для поиска железо-марганцевых конкреций Мир-1 и Мир-2 в июле отправились к точке, расположенной в 14 км от поселка Гремячинск (Бурятия). Аппараты погружались на глубину 800 м, где исследовали склоны подводных каньонов. Конкреции были найдены 8 июля 2009 г. над донным илом, позднее – выше по склону. Одновременно исследователи отобрали пробы байкальской фауны, в том числе планарий.

12 июля «Миры» провели исследования Академического хребта, расположенного между островом Ольхон и Ушканьими островами. Исследование его склонов также включало отбор проб железо-марганцевых конкреций и корок. Однако программа изучения вершины Академического хребта и его подводной части гораздо шире: гидронавты рассмотрели и исследовали породы, складывающие его фундамент, осадочную толщу мощностью до 1000 м. Основные породы, возраст которых оценивают примерно в 2 млрд. лет, оказались кристаллическими сланцами и гнейсами – они присутствуют на Байкале почти везде.

Академический хребет, как рассказал директор института геохимии СО РАН (Иркутск) академик М. Кузьмин, 8-9 млн. лет назад был северным берегом Байкала. В озеро впадала река Баргузин, так что постепенно Байкал продвигался на север, и образовалась еще одна котловина – Северная. Подтверждением этой байкальской истории является то, что мощность осадков в Южной котловине примерно 8 тысяч м, а в Северной – 4-5 тысяч. Ученые рассчитывают, что тщательное изучение отобранных в нынешней экспедиции проб принесет новые знания об истории развития Байкала в течение нескольких миллионов лет, когда Академический хребет ушел под воду. Для исследования экспедиционного материала понадобится около трех-четырех месяцев.

Автор: Татьяна Зимина по материалам Фонда содействия развитию Байкала


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее