Рентгенограммы, зрачки и посмертные маски. А всё вместе – искусство

В Галерее «Laboratoria Art&Science Space» открылась персональная выставка немецкой художницы Габриэле Ляйдлофф (Gabrielle Leidloff) «РЕНТГЕНОГРАММА».

Габриэле Ляйдлофф в своих инсталляциях использует медицинские приборы и технологии, такие как магнитоэнцефалограммы и рентгеновские снимки. Кроме инсталляций художница выставляет кино- и видеофильмы, фотографии. Габриэле уже давно увлекается медициной, поэтому практически все работы художницы затрагивают медицинскую тему. В сложных художественных образах, созданных Габриэле Ляйдлофф, используются «картинки» из различных исследований – биение сердца, реакции глаза, поведение мышей.

В 1997 году она запустила проект log-in/locked out, в котором объединила искусство, нейронауку и коммуникационные технологии. В ее инсталляциях для построения изображений используются медицинские приборы и технологии визуализации на электронных носителях (видеозапись, мультимедийные презентации, слайд-шоу).

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Один из наиболее интересных проектов, представленных на выставке, – Страшный выбор (Ugly casting). В Гамбургский исторический музей однажды были доставлены ящики с экспонатами, сохранившиеся после пожара в музее криминалистики. Среди них оказалась упаковка с посмертными масками преступников (в том числе казненных в период Рейха). Маски располагались таким образом, что, соприкасаясь, создавалось впечатление, что они целуются, или нежно держатся щека к щеке. В проекте художницы кадры на видеоряде медленно сменяют друг друга. Создается впечатление, что это не посмертные маски, а укрупненная съемка шедевров античной скульптуры. Видеопроект «Погоня» («In Pursuit») отражает размышления Ляйдлофф о существовании человека в современном обществе. С развитием технологий человеку достаточно сложно сохранять конфиденциальность личной жизни. На экране крупным планом показан глаз с быстро бегающим зрачком. Реагируя на импульсы, посылаемые аппаратом (взят из «Центра систем машин и человека»), зрачок начинает убегать от посылаемых сигналов. Создается впечатление, что глаз следит за тобой. Или же убегает от слежки?

В проекте «Лицо или объект» («Face or object») художница использовала рентгенограммы. На видеопленке рентгенограммы черепов человека быстро сменяют друг друга. Они то приближаются, то удаляются от зрителя. В конце концов, уже не ясно, видишь ты человеческое лицо, или что-то иное.

Галерея «Laboratoria Art&Science Space» открылась летом 2008 года. На сегодняшний день – это, может быть, единственная галерея в Москве, развивающая направление Science Art. В России практически нет художников, работающих в этом направлении, поэтому первые выставки подготавливались совместно учеными и художниками. Причем обе стороны, по словам координатора галереи Катерины Чучалиной, сопротивлялись сотрудничеству, стараясь сохранить автономию каждый в своей области. Однако выставки оказались достаточно успешными.

Автор: Полина Ярославцева


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее