Мелкими шажками - к будущему

Опреснитель, работающий на энергии ветра, пайка вместо сварки, японский язык через интернет, измеритель гибкости – эти и другие разработки представили победители соревнования юных исследователей «Шаг в будущее».

Заключительный этап конкурса «Шаг в будущее» состоялся в Москве в конце ноября. К нему были допущены 357 исследовательских работ учащихся школ, училищ и техникумов из 17 областей России. С лучшими из них можно было познакомиться на выставке-презентации.

Всякий посетитель, пришедший на выставку, сразу оказывается около аппарата – измерителя гибкости. Испытуемый встает на небольшую табуретку и наклоняется вперед, как только может. Между его туловищем и руками установлена панель с датчиками, которые фиксируют, куда дотянутся руки. Если ниже некой отметки – всё в порядке, человек находится в нормальной физической форме, если выше – надо потренироваться. Автор работы, десятиклассница Тимошенкова Анна (г. Москва) уверена, что датчики на панели чувствуют «изменение магнитного поля», а за панелью спрятана интегральная схема, преобразующая детектируемый сигнал в электрический, на том и основан измеритель. Так это или нет, но прибор явно что-то измерял и давал беспристрастную оценку тестирующимся.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Володя Гунькин, ученик 11 класса из Клина Московской области привлекал посетителей белоснежным макетом опреснительной станции, работающей на энергии ветра, и обессоливающей воду известным и эффективным методом – дистилляцией. По расчетам автора, энергозатраты на обессоливание на таком комплексе составят примерно 0,25 долл. США на 1 м3 пресной воды. Производительность завода «на ветряках» может составить 1000 м3 пресной воды в сутки с содержанием в ней соли мене 1 г/л при исходной солености более 10 г/л. Комплекс, как предполагается, эффективно размещать в прибрежной зоне, где имеются благоприятные условия для использования ветроустановок. Володя Гунькин уверен, что в России для подобных опреснительных комплексов есть серьезные предпосылки – географические, экологические и экономические.

Пройдя по выставке, можно было познакомиться с японским языком. Такую возможность предоставляет работа девятиклассника из Москвы Александра Шведа, который разработал компьютерную программу для обучения японской письменности. Идея вызрела после того, как Александр понял, что пользуясь обычным учебником, трудно понять особенности произношения японского языка. Разработанная им программа представляет одновременно наглядное и звуковое пособие, которым могут пользоваться даже младшие школьники. «Программа «Японский с интересом» обучает азбукам Хираганы, Катаканы и традиционным иероглифам, там есть тесты, и справочный материал», - пояснил Александр. Теперь он совершенствует свое творение – переписывает с языка FoxPro на Си++ . Уже сделан сайт, где обучающая программа работает в тестовом режиме.

Всего на выставке было более 20 работ. Юные авторы предлагали использовать пайку вместо сварки для получения заготовок ювелирных изделий, разработали систему эвакуации при чрезвычайных происшествиях, рассчитали и смоделировали акустическую систему, предложили метод энергосбережения у себя дома, измерили содержание свинца в почве и растениях и даже расширили технологически возможности станка.

Победителям раздали медали, дипломы и даже научные стипендии.

Автор: Татьяна Зимина


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее