Что мы знаем о темной энергии?

Начало: 15.01.2009 | Окончание: 09.02.2009

Алексей Александрович Вихлинин

Доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник отдела Астрофизики высоких энергий Института космических исследований РАН.
Алексей Александрович - астроном, работающий в области наблюдательной космологии и рентгеновской астрономии. На протяжении 15 лет, с 1993 г. занимается изучением скоплений галактик с помощью различных космических обсерваторий, а также наземных телескопов.

Алексей Александрович – участник проектов по рентгеновской астрономии из космоса, осуществляемых с помощью американского спутника Чандра, а также – один из разработчиков будущих экспериментов на орбитальной обсерватории Спектр-Рентген-Гамма, которая должна быть запущена в 2012 году.

А.А.Вихлинин возглавляет группу исследователей из России, США, Дании и Чили, которая выполнила большой проект по поиску и изучению далеких скоплений галактик, с помощью которых впервые удалось с достаточной точностью восстановить историю темпа роста крупномасштабной структуры Вселенной за последние 5-6 млрд. лет в эпоху, когда Вселенная вошла в стадию ускоренного расширения (см. http://www.nkj.ru/news/14861/).

Алексей Александрович Вихлинин – автор и соавтор более 120 научных работ.

Просмотров: 28683 | Комментариев: 17

Владимир
Нет ли каких-либо намеков на природу темной энергии в "Теории всего" Гаррета Лиси?

Вихлинин Алексей Александрович
Возможно. К сожалению, данная теория недостаточно разработана, чтобы сегодня делать какие-либо выводы.

Вася из Минска
Не считаете ли Вы, что термин «тёмная энергия» не совсем удачный или даже совсем неудачный с материалистической точки зрения, поскольку энергия не может существовать без материи? (Термин «тёмная энергия» как бы «отрывает» энергию от материи и придаёт энергии некий статус чего-то объективно реального, как например, вещество или электромагнитные или гравитационные поля).

Вихлинин Алексей Александрович
Нет, не считаю. Наука рассматривает энергию как одну из форм материи. Например, колебания электромагнитного поля -- энергия в чистом виде, и при этом она может быть не связанной с какой-либо материей в житейском понимании (электромагнитные волны не обязаны быть "привязанными" к какой-либо антенне).

Дмитрий Охотников
Скажите пожалуйста возможно ли,что в опытах Козырева была обнаружена темная энергия?

Вихлинин Алексей Александрович
Нет. Те силы, которые вызывают ускоряющееся расширение Вселенной, слишком слабы в масштабах Солнечной системы, чтобы их можно было бы обнаружить прямым экспериментом.

Александр
Интересно, через сколько поколений оборудования можно будет узнать скорость выброса например SN1987a? Гравитация преодолевается веществом постоянно, наверное тёмная энергия вещество выталкивает?

Вопрос непонятен.

Трофимов Алексей
Поясните,пожалуйста, на основании чего частные выводы по явлениям в галактиках и скоплениях галактик экстраполируются на всю Вселенную?

Вихлинин Алексей Александрович
Основная причина в том, что используемые для подобных выводов явления в галактиках и скоплениях галактик повторяются от объекта к объекту, поэтому они должны быть не частными, а общими, отражающими какие-то фундаментальные закономерности. Поиск природы этих закономерностей (а это и есть основная составляющая научных исследований) часто приводит к выводу о том, что единственно возможная первопричина некоторых явлений -- свойства Вселенной в целом. Именно подобные явления и используются для космологических исследований.

Татьяна
Скажите пожалуйста, как Вы оцениваете статью в Википедии о темной энергии? Она грамотна и объективна с научной точки зрения?

Вихлинин Алексей Александрович
Статья в английской Википедии написана очень грамотно. Статья в русском сегменте, к сожалению, оставляет желать лучшего. Ее лучше не использовать как источник знаний.

Вячеслав Исаакович
Уважаемый Алексей Александрович!
1. Можно ли познакомиться с Вашим изложением начальной стадии рождения Вселенной - инфляционной?Понятного мне изложения (образование - физфак университета)как-то пока не встречалось.
2. Если я правильно понимаю, пространство и время родились, условно говоря, вместе с частицами после скачкообразного перехода физического вакуума в низкоэнергетическое состояние, но как тогда оперируют пространственно-временными масштабами для описания процессов в физическом вакууме, предшествующих этому переходу?
3. Каково соотношение физического вакуума и темной энергии?
4. Как дифференцировать гравитационное красное смещение от допплеровского?

Вихлинин Алексей Александрович
1. Качественно изложить представления об инфляции в формате данных вопросов и ответов практически невозможно. В качестве очень грубого примера можно вновь привести аналогию с надуванием воздушного шарика (см. выше). Фундаментальные физические принципы запрещают наблюдателю (муравью) передвигаться по поверхности шарика со скоростью, превышающей скорость света, но при этом никак не ограничивают скорость, с которой шарик надувается. Если два муравья отстоят друг от друга достаточно далеко, а шарик надувается быстро, то вполне может оказаться, что темп увеличения расстояния между муравьями превышает скорость света. Примерно в таком смысле можно понимать быстрое, "сверхсветовое" расширение вселенной на стадии инфляции.

3. Вполне может оказаться, что энергия физического вакуума -- и есть темная энергия (см. один из ответов выше).

4. Формально говоря, различить доплеровское и гравитационное красное смещение невозможно. Фактически -- возможно. Например, если мы наблюдаем пару галактик с очень разной массой, но одинаковым красным смещением, то можно быть практически уверенным в том, что красное смещение имеет допплеровскую природу.

Влад Ахезин
Какой смысл Вы вкладываете в термин "бесконечность" Вселенной?

Игорь Евгеньевич
Уважаемый Алексей Александрович!
1. Как Вы относитесь к гипотезам, альтернативно объясняющим природу, обозначенной Вами «пружины» Темной энергии?
2. Можно ли понимать Гравитационное взаимодействие как встречный пространственный снос овеществлённых тел, за счёт поглощаемой ими окружающей вакуумной среды, пропорционально массе? Ведь ещё именно так можно объяснить природу открытого Э.Хабблом Красного смещения в спектре излучений якобы «убегающих» от нас космических объектов.
4.Если вселенная замкнута во всех пяти направлениях, то как следует понимать термин её «бесконечности», не противоречит ли это здравому смыслу? Где находятся истинные границы вселенной? Спасибо.

Вихлинин Алексей Александрович
Как я уже писал выше, сейчас невозможно объективно выбрать между различными гипотезами, объясняющими природу темной энергии. С моей точки зрения, если какая-то гипотеза правильно объясняет ускоряющееся расширение Вселенной и при этом не противоречит основным, базовым понятиям о картине мира, мы обязаны ее рассматривать как возможное объяснение.

Описанный вами процесс не может быть причиной красного смещения. Например, наблюдается, что у близких галактик красные смещения тоже близки, в то время как их массы могут быть разными в десятки и сотни раз.

Если даже вселенная замкнута, то ее бесконечность не противоречит здравому смыслу. Например, выше я уже описывал аналогию расширяющейся Вселенной с надуванием воздушного шарика. Шарик, очевидно, замкнут. Однако на его поверхности нигде нет границы. Более того, если у "наблюдателя" (муравья на его поверхности) есть ограничение по скорости, с которой он может бегать, то если шарик надувают достаточно быстро, наш муравей никогда не сможет обежать его кругом. С точки зрения муравья этот надувающийся шарик является бесконечным.

Тем не менее, стоит отметить, что астрономические наблюдения указывают на то, что наша реальная Вселенная не является замкнутой.

Александр Шаталов
Если можно, пожалуйста, ещё один вопрос.
Как Вы считете, красное смещение есть результат расширения видимой части вселенной или результат потери энергии фотоном, пришедшим от горизонта видимости? Отсутствие анизотропии фонового излучения отнюдь не означает, что мы находимся в центре Большого взрыва. В предположении потери энергии фотоном в е-раз с последующей релаксацией и превращением в микроволновое фоновое излучение можно объяснить изотропию этого излучения и говорить, что это бывшие фотоны, дошедшие к нам из-за горизонта видимости. И уже можно говорить о бесконечности Вселенной и её стационарности. Регистрация телескопами большого числа галактик на пустом месте небосклона при длительной экспозиции указывает именно на такой вариант устройства Вселенной. Вспышка СН GRB 070125 в созвездии Близнецов зарегистрированная в 2007 году в межгалактическом пространстве указывает на существование процесса поддержания постоянства электрон-позитрон-протонного баланса на всём пространстве видимой части Вселенной и раскрывает смысл существования этой невидимой (чёрной) энергии в жизни бесконечной Вселенной. Спасибо.

Вихлинин Алексей Александрович
В последние годы был сделан ряд работ, в которых убедительно показано, что красное смещение не может быть эффектом "усталости фотонов". Данная гипотеза, впрочем, никогда и не пользовалась особым успехом у космологов.

array_merge(): Argument #1 must be of type array, null given