Элемент не найден!

Вопросы и ответы:

Ясиновый А.С.
Мир погружен в эпиденмию СПИДа и гепатитов.Вымирание вполне реально в ближайшие лет 10-18. Хотелось бы узнать величину Вашего, Владимир Николаевич, оптимизма.
С уважением Анатолий,г. Львов.

валерий чуприн
Уважаемый Владимир Николаевич!
Позвольте задать Вам еще вопрос. Из физики мы знаем, что живые организмы по своему природному назначению являются энергетическими центрами по производству вещества с диссипативной структурой. До этого на Земле существовали газовые, жидкие, твердые формы материи и в силу благоприятных физико-химических параметров климата вещество получило возможность организовываться в диссипативные структуры. Может стоит обратиться к законам физики, чтобы понять механизмы, формирующие и разрушающие диссипативное образование? Здесь открывается путь к искусственной стимуляции этого энергетического процесса и возможному восстановлению уже увядших, но еще жизнеспособных структур.

Владимир Николаевич Шабалин
В научной и научно-популярной литературе достаточно широко рассматривается действие второго закона термодинамики в живой природе. Многие исследователи усматривают некое противоречие теории Дарвина, которая утверждает непрерывное усложнение живой материи, второму закону термодинамики, который утверждает, что все сложные открытые структуры материи должны диссипировать, то есть возвращаться в сферу хаоса. Я считаю, что данное противоречие устраняется в живой материи посредством смерти (т.е. диссипирования) её элементов, отдельных живых особей. В результате этой дани второму закону термодинамики со стороны живой материи биосфера приобретает возможность непрерывно эволюционировать, приобретая в результате закона самоорганизации всё более и более сложные структуры. В настоящее время высшим достижением эволюции живой материи является мозг человека. Искусственная корректировка энергетических процессов в организме, безусловно, возможна. Более того, она применяется в практической медицине в виде различных источников излучения (лазеры, электромагнитные излучения крайне высоких частот, гамма терапия и пр.). Однако использование этих источников происходит в значительной части «вслепую», т.к. ещё не разработана фундаментальная теория взаимодействия биологических тканей (молекул) с внешними электромагнитными полями. Но исследования в этом направлении уже ведутся. Я глубоко убеждён, что в ближайшее время физические факторы в медицине займут доминирующие позиции и отодвинут на задний план химические (лекарственные) средства.

Рамиль
Меня интересует информационный подход к развитию организма: в ДНК заложена программа его развития. Программа выполнена - организм умирает. Что Вы думаете об этом? (ссылка на полный текст статьи: http://userdelphi.livejournal.com/?skip=20)

Владимир Николаевич Шабалин
Безусловно, в генетической программе записан срок продолжительности жизни человека. Но данная генетическая программа выполняется не в идеальной окружающей среде, а в конкретной, содержащей разнообразные факторы, отрицательно действующие и на геном, и на организм в целом. Отсюда возникает отход от физиологического течения процессов жизнедеятельности, формируются различные патологические коррективы этой программы. Поэтому генетическая программа не может быть выполнена полностью, она прерывается тем или иным патологическим процессом на каком-то этапе её выполнения.

Игорь Евгеньевич
Уважаемый Владимир Николаевич! Расскажите, пожалуйста:
1.В чем особенность образа жизни долгожителей?
2.Есть какая-либо сравнительная статистика продолжительности жизни городского и сельского населения?
3.Что Вы лично предпринимаете для сохранения здоровья?
Спасибо.

Владимир Николаевич Шабалин
1) При глубоком и тщательном выяснении различными экспертами особенностей образа жизни долгожителей было отмечено, что, как правило, это спокойные уравновешенные люди, они общительны, доброжелательны, проявляют высокий интерес к событиям и явлениям окружающего мира. В значительной степени продолжительность жизни зависит от инди¬видуальных особенностей поведения человека – его пристрастий и привычек, темперамента, работоспособности, волевых качеств, интеллектуального, духовного и культурного развития. Продолжительность жизни индивида во многом определяется состоянием духа человека, его самооценкой, представлением о собственной значимости для других, от того, насколько он сам считает необходимым и оправданным собственное существование. В то же время установлено, что никакие экзотические диеты, эликсиры или лекарственные препараты никому не обеспечивали долголетия.

2) Ныне сельское население в среднем живёт несколько меньше, чем городское. Основные причины этого: отток в города наиболее жизнеспособной части сельского населения и широкое применение в сельском хозяйстве химических средств.

3) Считаю важнейшими факторами здоровья физическую и умственную активность. Если работа интересная, она является самым мощным стимулятором и духовных и физических сил. Но часто бывает и так – работа важная, нужная, но не интересная. Тогда приходится заставлять себя, но положительные результаты и такой работы приносят удовлетворение. Что касается образа жизни – то стараюсь держать потребности своего организма в строгих рамках, хотя это не всегда получается. И ещё одно. В психологическом плане следую советам мудрецов: проблемы оставляю для ума, а в сердце их не пускаю.

Владимир иванович
Что важнее для замедления старения - возможности медицины или активный образ жизни?

Владимир Николаевич Шабалин
Наиболее важное условие замедления старения – это личная ответственность человека за своё здоровье. Необходимо, чтобы человек создавал устойчивую мотивацию на долгую жизнь, свою и своих ближних. Если вы грубо разрушаете свой организм неадекватным питанием, злоупотреблением спиртных напитков, смешением дня и ночи и другими видами распущенности, не надейтесь, что медицина восстановит ваше здоровье. Гиппократ говорил: «Медицина чаще утешает, реже помогает, и очень редко исцеляет». Эти слова остаются справедливой оценкой и возможностей медицины сегодняшнего дня.

Павел
Уважаемый Владимир Николаевич! У меня к Вам 2 вопроса:
1)Каким образом гены отца и матери (и их предков) влияют на продолжительность жизни и как определить ее (учитывая, что человек не имеет вредных привычек, занимается спортом и т.д.) исходя из долголетия прародителей?
2) Правда ли, что активная умственная деятельность способствует доголетию?

Владимир Николаевич Шабалин
1) Гены дедов и прадедов (бабок и прабабок) могут влиять на внуков и правнуков только через гены отца и матери. При этом нужно учитывать, что ребёнок получает половину генов своего генома от отца, а другую половину – от матери. Однако гены ребёнка приобретают уже иную последовательность генов в геноме, отличную от родительской. А главное, как полагают эксперты, в геноме человека в активном состоянии находятся только около 5% имеющихся генов. Состав активных генов у ребёнка может значительно отличаться от состава таких генов у его родителей. Поэтому прямой связи долгожительства предков и потомков нет. Что же касается средних показателей продолжительности жизни потомков долгожителей, то они примерно на 20% выше, чем в популяции в целом.

2) Умственная и физическая активность являются основным внегенетическим фактором долголетия. От безделья клетки и головного мозга, и мышечной ткани быстро атрофируются. Человек запрограммирован на работу, эволюции бездельники не нужны, и она быстро вычёркивает их из состава живущих. Однако всё хорошо в меру. Чрезмерные нагрузки не способствуют увеличению продолжительности жизни. Знайте свой порог выносливости и не перешагивайте его.

Иван
Владимир Николаевич, как Вы считаете, не способствует ли старение общества снижению рождаемости? Ведь деньги, которое государство могло бы потратить на увеличение пособий и льгот молодым семьям, приходится тратить на пенсионное обеспечение? То есть, может ли быть одной из причин снижения рождаемости старение общества?

Владимир Николаевич Шабалин
Старение общества – есть результат увеличения средней продолжительности жизни человека. По-существу – это основной показатель качества жизни человека и благосостояния общества в целом, это основной показатель эффективности работы государственных и общественных структур, их политической, экономической и социальной деятельности. Если рассматривать экономическую часть Вашего вопроса, то следует подчеркнуть, что средства, которыми государство оперирует сегодня, созданы не только живым трудом текущего трудоспособного населения, но и овеществлённым трудом (инфраструктура, промышленные предприятия, интеллектуальные ценности и пр.) ныне живущих пенсионеров. Поэтому пенсионеры не заимствуют средства на своё содержание у молодого поколения, а живут за счёт результатов собственного труда и даже «субсидируют» жизненные потребности молодых. Что касается социальной части Вашего вопроса, то посмотрите на текущую демографическую динамику России: катастрофически снижается средняя продолжительность жизни населения и в такой же степени падает рождаемость. Глубоко убеждён, что высокая продолжительность жизни населения при её достойном качестве – это важнейший стимулятор жизни и деятельности молодого поколения, его оптимального образа жизни, его моральных критериев, стремления создавать семью и иметь потомство.

валерий чуприн
Уважаемый Владимир Николаевич! Американский геронтологический журнал AGE(volume 28 number 1 2006) опубликовал теорию старения, которая с позиции законов физики объясняет причины затухания жизненых процессов живого организма и показывает, что деградирующая со временем в силу своей естественной энергетической структуры кожа и является первопричиной старения всего организма. Но регенерационные механизмы живой материи очень велики, и если искуственно стимулировать их активность, можно восстановить и состарившуюся кожу, и весь ослабевший организм. Тем более, что запрограммированные механизмы старения так и не обнаружены? Похоже, это и есть путь омоложения нашего тела. И после седой Зимы опять наступит Весна! Что Вы можете сказать по поводу этой теории?

Владимир Николаевич Шабалин
Кожа является одним из важнейших жизненных органов, физиологически взаимосвязанным со всеми другими органами и системами организма. Безусловно, процессы старения кожи оказывают достаточно сильное влияние на все составные элементы организма, но, в свою очередь, и она, по принципу обратной связи, испытывает подобные влияния со стороны других органов. Сказать, что она занимает лидирующие позиции в старении организма, будет очевидной ошибкой.

Что касается запрограммированного механизма старения, то следует отметить, что запрограммированный механизм жизни также не обнаружен, однако он существует в нашем геноме, откуда он распространяет свои действия на соматические структуры. Старение есть неотъемлемый атрибут жизни. Без старения жизнь не может существовать. Более того, главным биологическим смыслом живого организма является достижение этапа старения. А программы старения, безусловно, существуют, причём каждая органическая молекула, каждая клетка, каждый орган имеет свою индивидуальную программу старения. Это называется гетерохронностью, т.е. старение по различным временным графикам.

Теперь к вопросу омоложения. Вектор структурного развития нашего тела не может быть развёрнут в противоположную сторону. Все так называемые методы и средства омоложения, в лучшем случае, способствуют физиологическому течению процессов старения, устраняют факторы подавляющие эти процессы, а в худшем (это относится к ряду разрекламированных, но не изученных средств), наоборот, усугубляют патологические формы старения.

Анатолий Терентьев
Здравствуйте!
На мой взгляд, одна из самых серьезных сегодняшних проблем Человечества, которая повлияет на его развитие через 20-30 лет - это сильное возрастное различие ныне живущих в разных странах. В развитых странах половина людей - пенсионеры или станут ими через год-другой, а в развивающихся странах три четверти населения еще несовершеннолетние. Согласны ли Вы с этим? Можно ли как-то "уравновесить" эту ситуацию?

Владимир Николаевич Шабалин
Действительно, эта проблема весьма серьёзная. Решать её можно лишь путём регулирования процесса рождаемости. Например, в Китае введены жесткие высокоэффективные государственные меры по ограничению рождаемости. Противоположная ситуация в европейских странах, в том числе и России, где требуются меры стимуляции рождаемости, однако пока они не развёрнуты в необходимом объёме и имеют лишь незначительный эффект.

Что же касается общего увеличения числа лиц пожилого и старческого возраста среди населения земного шара, то это не проблема. Кофи Аннан (бывший генеральный секретарь ООН) отметил: «Старение населения – это не бремя для человечества, это наше с вами общее достижение, это результат победы над болезнями, это результат повышения уровня жизни, это наше социальное завоевание». Скажу более, это результат эволюционного развития человечества, это база дальнейшего совершенствования живой материи и, прежде всего, её интеллектуальной составляющей.

Игорь Евгеньевич
Уважаемый Владимир Николаевич!
Возможна ли профилактика старения? Например, путём специальной диеты, т.е. питанием пищей, богатой белками, но обеднённой углеводами, такой как казеин. Ведь, если верить промелькнувшим сообщениям, жизнь лабораторных животных при этом продлевается в среднем в два и более раз? Спасибо.

Владимир Николаевич Шабалин
Старение следует понимать в двух формах: физиологическое старение и патологическое старение. Что касается физиологического – нужно создавать условия для сохранения этой формы старения, а патологическое старение необходимо профилактировать, в том числе и с помощью диеты. Однако такие диеты не должны носить характер резкого ограничения тех или иных видов продуктов питания. Безсолевые, безуглеводные, безжировые диеты не являются адекватными для обеспечения физиологических процессов организма. Результаты, полученные на лабораторных животных, могут быть лишь условно и частично перенесены в рекомендации для человека с учётом его возраста, состояния здоровья, вида трудовой деятельности и пр.