Портал функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Выставка «Русский Север» в Государственном историческом музее

До 20 мая 2019 года. На севере европейской части страны, включая земли современных Вологодской, Архангельской, Мурманской областей, республик Карелия и Коми, на протяжении столетий складывался уникальный бытовой уклад, особенная, ни с чем несравнимая атмосфера, в которой получили развитие различные русские народные художественные ремесла.

Блюдо "Времена года". Русский Север. Вторая половина XVII в. Дерево, железо, левкас, темпера; токарная работа, роспись, золочение.

Этот край всегда славился искусством резьбы и росписи по дереву. Деревянная посуда, мебель, украшения дома раскрашивались яркими сказочными цветами, изображениями коня и птицы, львов и грифонов, птицы Сирин и русалок, разнообразными жанровыми композициями.

Неразрывно с Русским Севером связано имя знаменитого русского художника, книжного иллюстратора и театрального оформителя И. Я. Билибина. Некоторые привезённые им из путешествий на север традиционные вышивки будут продемонстрированы впервые.

На выставке будут представлены деревянные ковши‐скопкари, короба, солоницы, берестяные изделия, прялки, а также предметы одного из крупнейших центров росписи XIX века, который находился в районе Пермогорья на Северной Двине. Среди изделий северодвинских мастеров выделяется прялка середины XIX века мастера Якова Ярыгина, где по светлому, почти белому фону яркими красками изображены жанровые сцены — девичьи посиделки за прялками и гармонист; женщина за шитьем; тройка, запряженная в возок с ездоками; сцена чаепития за круглым столиком с самоваром и чайником, здесь и изображение льва и единорога, и любимые мастером птицы на фоне пышного растительного орнамента — "травки", характерный для XVII века.

Народный костюм — наиболее яркий и самобытный элемент любой культуры. Исторически сложилось так, что только на Русском Севере сохранился и бытовал костюм допетровской эпохи — традиционный сарафанный комплекс, состоящий из сарафана, рубахи, фартука и пояса, а дополнениями служили различные украшения. Самой драгоценной частью костюма были головные уборы, особенно свадебные. На выставке будут показаны женские костюмы и головные уборы Олонецкой, Каргопольской, Архангельской губерний XVIII — середины XIX века.

Искусство Русского Севера существовало и развивалось в тесной связи с церковью. На выставке вы сможете увидеть точнейший резной "список" образа Николая Можайского, упоминаемый в летописи. На северной иконописи очень рано, с XIV‐XV веков, отразилось влияние Новгорода, позднее — Ростова Великого, Владимира и, наконец, Москвы. С XVI века формировались и местные художественные традиции, крупными центрами иконописания становились монастыри, такие, как, например, Соловецкий и Антониево‐Сийский.

Великий Устюг был главным центром "северной черни" — своеобразной гравюры на металле. Среди серебряных предметов великоустюжских мастеров были распространены ларцы, табакерки, шкатулки, посуда. В этих изделиях, так же, как и в других народных промыслах, прослеживается влияние стилей в искусстве XVIII‐XIX веков. Так, для XVIII века характерны пасторальные сцены и пейзажи, заимствованные, по‐видимому, из модной книжной иллюстрации этого времени, и творчески переработанные местными мастерами. На выставке можно будет увидеть серебряный позолоченный поднос 1837 года, на дне которого — вид Вологодского кафедрального собора и надпись: "Губернский город Вологда М: Иванч Зуевъ". По краю подноса мастер Зуев расположил черневые гирлянды из листьев и цветов, а по углам — корзины с цветами.

Русский Север прославился не только своими произведениями изобразительного, декоративно‐прикладного искусства, но и памятниками древнерусской письменности. Красота художественного оформления рукописных книг, миниатюры, инициалы превращают многие памятники письменности в настоящие произведения искусства.

Исторический музей, 
г. Москва, Красная площадь, дом 1 
http://www.shm.ru/