1) Для своего времени закон, к которому пришел Маркс, был крупным вкладом в историографию, хотя при ближайшем рассмотрении оказывается, что он весьма схематичен. Он, например, совершенно не учитывает таких важных составляющих исторического процесса, как уровень духовной культуры общества, его обычаи, религиозные ориентиры и другие элементы нематериальной сферы.
Закон и должен быть "схематичным". Любой закон описывает некую ОБЩУЮ закономерность. Глупо обвинять его в том, что он не описывает то, что не должен описывать. Для закона падения тел Галилея, например, не важно какого цвета тело, есть у него оперение и пр. Смысл данного закона Маркса в том, что материальные условия производства определяют общественную надстройку, а не наоборот, и что при развитии производительных сил старые производственные отношения становятся в конце концов тормозом для их дальнейшего развития (тормозом общественного прогресса) и происходит социальная революция. Как, когда, при каких конкретных условиях в той или иной стране - этого закон не рассматривает.
Закон и должен быть "схематичным". Любой закон описывает некую ОБЩУЮ закономерность. Глупо обвинять его в том, что он не описывает то, что не должен описывать. Для закона падения тел Галилея, например, не важно какого цвета тело, есть у него оперение и пр. Смысл данного закона Маркса в том, что материальные условия производства определяют общественную надстройку, а не наоборот, и что при развитии производительных сил старые производственные отношения становятся в конце концов тормозом для их дальнейшего развития (тормозом общественного прогресса) и происходит социальная революция. Как, когда, при каких конкретных условиях в той или иной стране - этого закон не рассматривает.