Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Страницы: 1
RSS
Дезинтегратор "фантастических открытий", "Н и Ж" № 9 2013г.
Дезинтеграция фантастики.
Сомнительно, что рассказ Конан – Дойля «Дезинтегратор» является дополнением к «размышлениям» Амнуэля  о «путях, которыми шли писатели - фантасты к научным открытиям». Здесь редакторы «Н и Ж» явно погорячились, снисходительно допуская одно называть другим. Конан – Дойль писатель детективной фантастики и к «научным открытиям» никакого отношения не имеет, тем более, что П. Амнуэль «размышлял о фантастических открытиях», а это существенная разница. «Авторская идея» Конан – Дойля не «научное открытие», а лишь хорошо сконструированная детективно – фантастическая ситуация.  Она основана на его собственном простом представлении, что «любой предмет можно разложить на атомы,  как бы растворить, а затем путём обратного процесса собрать, возвратить в своё исходное молекулярное или атомное состояние». В науке известны подобного рода явления как обратимые реакции, «диссоциация – рекомбинация», испарение – конденсация,  разложение – синтез. Силы, действующие в этих явлениях,  хорошо изучены. Конан – Дойль лишь представил, что эти силы огромны и «способны разложить на молекулы военный корабль или превратить вражеский батальон (хотя бы временно) в груду атомов».  Это типичное фантастическое допущение и оно получено противоположением предела известных сил с последующим  переносом этих сил в качественно иную систему:  из молекулярных во внешние силы.  А так как любые силы представляют  одновременно и пользу и  вред человеку, то всегда есть выбор направления сюжета. Писатель для большей занимательности и актуальности выбрал вариант опасности: представление «открытия в качестве могущественного орудия войны». Известно, что   «добро» и «зло» классические противоположности. «Силы» нового орудия войны по затеи писателя огромны и сокрушительны, если «первый полюс машины находится на одном небольшом судне, а второй – на другом, то боевой корабль, оказавшийся между ними, просто исчезнет, распавшись на молекулы. Так же исчезнет и войсковая колонна, и всё, что находится в долине Темзы - из всех кишащих миллионов в живых не останется ни одного мужчины, ни одной женщины, ни одного ребёнка». Это негативное отношение к «средствам господства над миром» понятно и  оно усиленно отвратительным образом изобретателя этого «орудия» с явным намёком, что «секрет продан русским коммунистам» («типичным представителям «имущих классов» - в пальто с каракулевыми воротниками и даже в цилиндрах»; очень знакомо, не правда ли?). Однако, такой сюжет банален, предсказуем  и неинтересен. И писатель переходит к рассмотрению относительной пользы «разрушительных сил», учитывая, что «любым предметом» может быть и «существо органическое». А польза может заключаться, например, в аппортации этого «существа» (хотя есть и другие, но эта казалась писателю  наиболее эффектной и фантастичной). Изобретатель «дезинтегратора – синтезатора» словами писателя предлагает «растворять существа органические в пространстве, а затем, при восстановлении прежних условий, снова делать воссоединёнными», ибо «существует некий незримый остов, благодаря которому всё растворённое соединяется вновь до самого последнего атома данной структуры».  Аналогий в живой природе нет, как нет и «некого незримого остова». Многоклеточные воспроизводятся себя из слияния мужской и женской клеток по строгой самоуправляемой программе, имеющей долгую историю своего становления. Однако, разложившись «на атомы», они лишь становятся пищей одноклеточным, и в прежнем виде никакими силами восстановиться не в состоянии, законы природы это исключают (наука этому давно «нашла объяснение»). Фантастика заключается в том, что  невозможность «разъединения и восстановления органических существ» обращается в  свою противоположность в возможность такого процесса. В рассказе «Аппортация –  мгновенное перемещение предметов в пространстве» представлено как процесс с «разъединением атомов (предмета) с последующей передачей по эфирной волне и дальнейшей «сборкой». Отдалённые аналогии подобного уже существовали. Это телефон, радио, кинематограф, где изображение предмета «разъединялись на фазы,  переносились на материальный носитель и затем воссоединялись на экране в исходное состояние». Противоположение существующих аналогий заключалось в том, чтобы  перемещать не движение, не копии предметов, а их собственные материальные частицы – атомы. Дезинтегратор Немора представляется в рассказе в виде устройства, «опутанного бесчисленными медными проводами», состоящего из «огромного магнита, имеющего подобие стеклянной призмы перед ним, кресла и полированного медного колпака над ним». Туманно, но таким образом  достигается свобода в представлениях и догадках. Как «компоновалась» машина самим писателем, уже не реконструировать, но ясно, что использовались известные технические предметы, свойства которых сильно преувеличены (то есть, переведены в другую крайность).  «Прибор действует … (следующим образом) определённые токи, проходящие над вами, и другие токи, проходящие под вами, вызывают вибрации, либо дезинтегрирующие, либо синтезирующие вас».   Сейчас в нём (в приборе) можно с большим усилием воображения признать магнитно – резонансный томограф, где «существо органическое разъединяется на молекулы и тут же воссоединяется в исходное состояние». Эта современная реальность и её предназначение оказались гораздо фантастичней предложенного писателем.  А ведь гуманная польза при всём нагнетаемом писателем негативе к «грозной» машине  была и она продемонстрирована в эпизоде, когда учёный Челленджер остался без бороды и шевелюры. Конечно, это усугубление негативного отношения учёного к открытию, а читателя к изобретателю.  Но, в  этом эпизоде есть  не только «гнусный», насильственный результат парикмахерского дела машины, а также отличные медицинские возможности машины. Таким способом можно было бы освобождаться от рака, вирусов, различных воспалений, поражённых органов. Но, писатель видел лишь антигуманные, аморальные качества открытия Немора и его самого, такова логика сюжета.  Между тем, оставаясь приверженцем принципов гуманности и морали, Конан – Дойль всё же допускает применение его положительными героями насилия, антигуманных, аморальных действий по отношению к автору открытия.  Они обманом  «разъединяют его на атомы» его же способом, превращая его в «лёгкую маслянистую туманность», а по сути - убивают.  Моральное оправдание этого - «долг учёного – предупреждать использование научных открытий во зло человечеству». Однако, по современным представлениям следует предупреждать только зло, которое может принести открытие, а не уничтожать автора открытия таким коварным и варварским способом. Недопустимо одно зло уничтожать другим злом, притом, что на место этого «отвратительного» героя всегда может придти «милый» герой более целеустремлённый в подобных амбициях. Но, таково увлекательное художественное изображение страстей человеческих. Оправдывая такой «способ предупреждения зла», писатель показывает, что опасается больше сил войны, чем верит в силы мира, видя  их ничтожность  перед ними.  И во всём этом  есть только обнажённые человеческие ценности, сфокусированные в приращении смысла означающего предлагаемый выход из гипотетической ситуации.   :)
333
Нельзя объяснить непонятное еще более непонятным
"Многие вещи нам непонятны не потому. что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий". "Новые сапоги всегда жмут". К. Прутков.  :)
К. Д. Бальмонт:
Безумие и разум равноценны,
Как равноценны в мире свет и тьма.
В них два пути — пока мы в мире плены......   :)
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)

Дезинтегратор "фантастических открытий"