Портал функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 14 След.
RSS
Эволюция разумного поведения, Зорина З.А.
Уважаемые, давайте в этом разделе без оффтопика, пожалуйста.
Да пусть общаются. Мы просто потом ветку оффтопика перенесем в посиделки.
Цитата
BETEP IIEPEMEH пишет:

Да пусть общаются. Мы просто потом ветку оффтопика перенесем в посиделки.
Вряд ли это, а это происходит почти всегда, когда каментами участников обдаривает Лев Кропин, можно назвать общением. Не надо ничего никуда переносить, - я намерен серьезно прокомментировать тот  интересный, и далеко не однозначный   материал, который Вы любезно предоставили вверху.  

---------------------------------------------------------------------------------
Изменено: Петр Тайгер - 28.01.2011 11:00:40
Цитата
Петр Тайгер пишет:
Вряд ли это, а это происходит почти всегда, когда каментами участников обдаривает Лев Кропин, можно назвать общением. Не надо ничего никуда переносить, - я намерен серьезно прокомментировать тот  интересный, и далеко не однозначный   материал, который Вы любезно предоставили вверху.  
-

Опять же автор исходит априори из теории о происхождении человека от животного. Многие  забывают, что теория кардинально отличается от аксиомы.
Эволюция принципиально невозможна. Это доказывается простой логикой.

.....................

В 1931 году необычный эксперимент провела семья американских биологов — Уинтроп и Люэлла Келлог. Прочитав статью о печальной судьбе детей, росших среди животных — волков или обезьян, биологи задумались: а что, если сделать наоборот — попытаться воспитать обезьяньего детёныша в человеческой семье? Не приблизится ли он к человеку? Сначала учёные хотели переселиться со своим маленьким сыном Доналдом на Суматру, где нетрудно было бы среди орангутанов найти компаньона для Доналда, но на это не хватило денег. Однако Йельский центр по изучению человекоподобных обезьян одолжил им маленькую самку шимпанзе, которую звали Гуа. Ей было семь месяцев, а Доналду — 10.

Супруги Келлог знали, что почти за 20 лет до их эксперимента русская исследовательница Надежда Ладыгина уже пыталась воспитывать, как воспитывают детей, годовалого шимпанзёнка и за три года не добилась успехов в «очеловечивании». Но Ладыгина проводила опыт без участия детей, и Келлоги надеялись, что совместное воспитание с их сыном даст другие результаты. К тому же нельзя было исключить, что годовалый возраст уже поздноват для «перевоспитания».

Гуа приняли в семью и стали воспитывать наравне с Доналдом. Друг другу они понравились и вскоре стали неразлучны. Экспериментаторы записывали каждую деталь: Доналду нравится запах духов, Гуа его не любит. Проводили опыты: кто быстрее догадается, как с помощью палки добыть печенье, подвешенное к потолку посреди комнаты на нитке? А если завязать мальчику и обезьянке глаза и позвать их по имени, кто лучше определит направление, откуда идёт звук? В обоих тестах победила Гуа. Зато когда Доналду дали карандаш и бумагу, он сам начал что-то карябать на листе, а обезьянку пришлось учить, что можно делать с карандашом.

Попытки приблизить обезьяну к человеку под влиянием воспитания оказались скорее неудачными. Хотя Гуа часто передвигалась на двух ногах и научилась есть ложкой, даже стала немножко понимать человеческую речь, она приходила в замешательство, когда знакомые люди появлялись в другой одежде, её не удалось научить выговаривать хотя бы одно слово — «папа» и она, в отличие от Доналда, не смогла освоить простенькую игру типа наших «ладушек».

Однако эксперимент пришлось прервать, когда выяснилось, что к 19 месяцам и Дональд не блистал красноречием — он освоил всего три слова. И что ещё хуже, желание поесть он стал выражать типичным обезьяньим звуком вроде взлаивания. Родители испугались, что постепенно мальчик опустится на четвереньки, а человечий язык так и не освоит. И Гуа отослали обратно в питомник.

http://www.nkj.ru/archive/articles/17982/
Изменено: Alexandros - 28.01.2011 11:51:11
Цитата
Alexandros пишет:

Опять же автор исходит априори из теории о происхождении человека от животного.
Ув. Александрос!   Естественно, я Вас, как сторонника одного из ортодоксально-традиционных  учений, придерживающегося   креационистических взглядов, понимаю. Но в этой теме в связи с заявленным акценто-контекстом материала, вряд ли в рамках Вами предлагаемого дискуссия вообще возможна. Я, например, учитывая это,  собираюсь прокомментировать данный материал только в границах им заявленного.Чем, кстати, пока я писал это сообщение, уже в своем верхнем посте Вы успели заняться...  :)

------------------------------------------------------------------------------------------
Изменено: Петр Тайгер - 28.01.2011 12:02:39
Цитата
Alexandros пишет:
Эволюция принципиально невозможна. Это доказывается простой логикой.
Само собой, если принять, что 2 = 1, то простой логикой можно доказать, что равенство 2 + 2 = 4 принципиально невозможно. Но, увы, логики в Ваших словах нет вообще - Вы не только не привели логических рассуждений на эту тему, но еще и спутали социализацию с эволюцией (таким образом, приняли, что 2 = 1).

Настоятельно прошу Вас, Alexandros,  тщательнее думать над своими словами, а не постить абы что в данном разделе.
Цитата
Петр Тайгер пишет:
я намерен серьезно прокомментировать тот интересный, и далеко не однозначный материал
Это всегда пожалуйста.
Цитата
Лев Кропин пишет:
Тема прекрасно подтверждает факт отсутствия качественного скачка в эволюции и отсутствия бога. Какой молодец Чарльз Дарвин.
Уважаемый    Лев!
Даже    напротив,   не   читая  глубоко   а   только   выдержки,   можно   заметить,   что
образы   едины -  для  всех   цепей,  и   для   зверей , и  для  людей .                          
Тут   же   и   скачек ,     образ   -    наполнение.  Автор   статьи   писал   по   образам,  получилась   статья(  картина)
Изменено: Виги-Гуар - 28.01.2011 13:21:34
Цитата
Петр Тайгер пишет:
Меня вновь всколыхнуло Ваше упоминание о качественных скачках в эволюции.
Непонятно. То ли Тайгер ничего не понял в статьях З.А.Зориной, то ли пытается меня представить как идиота. Как говорится, "битый час" ведется разговор об отсутствии качественных скачков в эволюции, об этой позиции у Дарвина и множества современных исследователей, а "вшивый все про баню", то бишь про качественные скачки в эволюции. Я, кстати, во многих темах и сообщениях доказывал то же самое - отсутствие качественных скачков и нарастание, лишь количественных изменений в эволюции сознания живой природы. Очень интересен факт отсутствия простого перебора вариантов (метода проб и ошибок) даже у низших животных и присутствие алгоритма выбора практически по философскому закону "Отрицания отрицания", т.е. непрерывного корректирования реакций и поведения. Это не смешно, потому что это правда (истина, подтвержденная практикой). Смешон Карл Поппер - столп мировой философии, утверждающий метод проб и ошибок (метод научного тыка), как главный и единственный метод научного исследования. Вот уж, действительно, Карл Поппер и конец классической мировой философии. Почитайте Поппера и обрящете.
Истина разрушает столько заблуждений и ошибок, что все, кто живет неправдой, восстают и хотят убить истину. И, прежде всего, они нападают на ее носителя. Мы добываем свет, а у нас его отнимают, чтобы зажечь костер для нашей казни. (Оноре де Бальзак)
Цитата
Лев Кропин пишет:

Непонятно. То ли Тайгер ничего не понял в статьях З.А.Зориной, то ли пытается меня представить как идиота. Как говорится, "битый час" ведется разговор об отсутствии качественных скачков в эволюции, об этой позиции у Дарвина и множества современных исследователей, а "вшивый все про баню", то бишь про качественные скачки в эволюции. Я, кстати, во многих темах и сообщениях доказывал то же самое - отсутствие качественных скачков и нарастание, лишь количественных изменений в эволюции сознания живой природы. Очень интересен факт отсутствия простого перебора вариантов (метода проб и ошибок) даже у низших животных и присутствие алгоритма выбора практически по философскому закону "Отрицания отрицания", т.е. непрерывного корректирования реакций и поведения. Это не смешно, потому что это правда (истина, подтвержденная практикой). Смешон Карл Поппер - столп мировой философии, утверждающий метод проб и ошибок (метод научного тыка), как главный и единственный метод научного исследования. Вот уж, действительно, Карл Поппер и конец классической мировой философии. Почитайте Поппера и обрящете.
Повторюсь, выделив из верхнего самое существенное:
Цитата
Лев Кропин пишет:

Непонятно. То ли Тайгер ничего не понял в статьях З.А.Зориной, то ли пытается меня представить как идиота. Как говорится, "битый час" ведется разговор об отсутствии качественных скачков в эволюции...
Не знаю отчего, но  Вы, Лев, явно неправильно истолковали  на свой счет мою фразу.  Поэтому во избежание дальнейших  недоразумений  подтверждаю: да, ув. Лев Кропин всегда отстаивал  количественный аспект  эволюционного процесса в общем, и в частности  эволюции  "сознания живой природы" в виде  "нарастающего ...  непрерывного корректирования реакций и поведения". Петр же Тайгер всегда акцентировал помимо того, что  декламируется  ув. Львом Кропиным, еще и на наличии и рассмотрении в этом деле качественных эволюционных скачков.  С этим и с обозначением  только что вышеупомянутых позиций, в  этой теме,  надеюсь, дискуссия будет  продолжена. В крайнем случае, я это здесь со своей стороны уже пообещал. Может, конечно, статься так, что  обсуждение будет вынесено в другие ветки другого раздела, - туда,   где эти вопросы уже в достаточном объеме обсуждались и где по ним накопилась серьезная наработка  всяко-разного материала.
* * *

Прежде всего хочу представить материал,  ссылка на который обязательна. Поэтому выполняю это условие:  http://staffstyle.ru/clauseshowfull-1180722832---1.html

Ну, а теперь, собственно,  сам материал без купюр и изменений:

------------------------------------  Изучение проблемы сознания у животных ----------------------------

Начиная с самых ранних этапов развития науки о поведении, многие ученые с уверенностью говорили о наличии у животных элементов разума. Как уже упоминалось, первоначально понятие "разум" использовали главным образом как альтернативу понятию "инстинкт". Им обозначали любые индивидуальные формы приспособительного поведения, в подавляющем большинстве случаев связанные с обучением.
* * *
В четкой форме предположение о наличии у животных зачатков разума впервые высказал Ч. Дарвин, считавший, что, наряду с инстинктами и ассоциациями, они обладают и "способностью к рассуждению". Обсуждая этот вопрос в "Происхождении человека", он подчеркивал, что "разница между психикой человека и высших животных, как бы она ни была велика, это, конечно, разница в степени, а не в качестве".
Гипотеза о наличии у животных элементов мышления имела для Дарвина принципиальное значение, в связи с решением вопроса о происхождении человека. Однако с момента своего появления она вызывала серьезные возражения и до сих пор не получила окончательного признания у физиологов и психологов, и, в особенности, у философов. Одна из причин этого - опасение быть обвиненными в антропоморфизме, другая причина - догматическая убежденность в уникальности высших психических функций человека. В связи с этим исследования проблемы мышления животных всегда были не столь многочисленными, как анализ других форм поведения.
* * *
Весьма определенно по вопросу эволюции поведения и рассудочной деятельности животных и человека высказался А.Н. Северцов в своей книге "Эволюция и психика" (1922). Его основное положение сводится к тому, что у животных помимо инстинктов и простых условных рефлексов существует тип поведения, который может быть охарактеризован как разумный. Северцов считал, что данный тип поведения прогрессивно развивается в эволюционном ряду и является важнейшим фактором эволюционного процесса.
* * *
В начале ХХ в. Э. Торндайк, считавший способность к обучению показателем интеллекта, разработал свой знаменитый "метод проблемных ящиков". Идея этого метода была подсказана ему Ллойдом-Морганом, который видел, как его собака открывала задвижку калитки, и расценил это как проявление интеллекта. Наблюдая за решением подобных задач в условиях эксперимента, Торндайк пришел к выводу, что интеллект животных позволяет им действовать только путем проб и ошибок и постепенно обучаться правильной реакции, поэтому в его монографии "Animal intelligence" (1911) говорилось только об этой стороне интеллекта животных, но не о собственно зачатках мышления. Тем не менее это было первое систематическое экспериментальное исследование высших психических функций животных в контролируемых лабораторных условиях.
* * *
На основе экспериментов по обучению крыс в разных типах лабиринтов американский психолог Э. Толмен (1886-1959) пришел к выводу, что схема бихевиористов "стимул-реакция" оказывается недостаточной для описания поведения в целом, поскольку она сводит все его многообразие к совокупности элементарных ответов на стимулы. Для объяснения результатов своих экспериментов он выдвинул представление о том, что, находясь в лабиринте, животное обучается выявлять смысловые связи между элементами среды, которые он называл стимулами. Так, в разных типах экспериментов по обучению крыс Толмен показал, что животные усваивают информацию об общих характеристиках экспериментальной камеры или лабиринта, хотя сначала это никак не сказывается на поведении. В процессе обучения животное приобретает знания (соgnition) обо всех деталях ситуации, сохраняет их в форме внутренних представлений и может использовать в нужные моменты. У животного формируется некая "когнитивная карта", или "мысленный план", всех характеристик лабиринта, а затем по нему оно строит свое поведение. "Мысленный план" может создаваться и в отсутствие подкрепления.
* * *
И.С. Бериташвили (1932) полагал, что многие формы поведения регулируются целостным "представлением", или "образом", о той внешней среде, в которой находится животное. В этом "представлении" отражены те объекты среды, которые существенны для организации поведения. Необходимые знания приобретаются в процессе активной ориентировочно-исследовательской деятельности и хранятся в памяти.
И.С. Бериташвили выделял следующие виды поведения:
-- прирожденное (инстинктивное);
-- индивидуальное поведение, направляемое образами;
-- автоматизированное индивидуально-приобретенное (условнорефлекторное) поведение.
Концепция И.С. Бериташвили имела много элементов, общих с современной концепцией "когнитивных карт", основанной Толменом и развиваемой начиная с 70-х гг. нейрофизиологами на Западе.
* * *
Огромный вклад в развитие науки о поведении внес профессор Московского Государственного университета Л. В. Крушинский (1911-1984), один из основателей кафедры Высшей нервной деятельности биологического ф-та МГУ, С начала 40-х гг. и вплоть до ее разгрома после августовской сессии ВАСХНИЛ в 1948 г., Л.В. Крушинский под руководством профессора М.М. Завадовского работал на кафедре динамики развития биологического факультета МГУ. В эти годы он выполнил серию работ по проблемам онтогенеза поведения и сформулировал концепцию так называемых "унитарных реакций" о соотношении врожденного и приобретенного в формировании целостного поведенческого акта.
Наибольшую известность получили его исследования мышления животных. Глобальным обобщением всего многообразия полученных в лаборатории фактов стала концепция физиолого-генетических основ рассудочной деятельности животных.
Основные результаты и теоретические воззрения Л.В. Крушинского изложены в его книге "Биологические основы рассудочной деятельности" (1977), посмертно удостоенной Ленинской премии и переведенной на английский язык. В 1991 и 1993 гг. были изданы два тома "Избранных трудов" Л.В. Крушинского, в которые вошли наиболее важные статьи из его научного наследия.

* * *

Правило  Ллойда-Моргана: "Ни в коем случае мы не можем интерпретировать действие как результат проявления более высоких психических способностей. Если оно вообще может быть проинтерпретировано, то лишь как проявление способностей, стоящих ниже на психологической шкале".

Закон Джексона: "При экстремальном природном воздействии, угрожающем сфере, определяющейся низшими потребностями, равноправными единицами возникающей толпы являются существа разных видов".

-------------------------------------------------------------------------------------
Изменено: Петр Тайгер - 09.02.2011 21:23:43
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 14 След.
Читают тему (гостей: 3, пользователей: 0, из них скрытых: 0)

Эволюция разумного поведения