Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 След.
RSS
Самообучение: как повысить эффективность? Как учиться?, Поднять способность к восприятию сложного материала, преодолению сложностей, новые методы самообразования, какие они?
Идея темы возникла здесь:

Форум журнала «НАУКА И ЖИЗНЬ»  Закон отрицания идентичности с. 22

Мне приходилось читать, что из школы ученики выносят не более 10% знаний, что классно-урочная система Коменского при ее технологичности неэффективна.
А кто из закончивших ВУЗ в СССР или РФ может честно признаться, что мог мы сразу зарабатывать деньги полученными знаниями?
Наверное те, кто учился самостоятельно, исходя из потребностей.

Существует также множество платных курсов с "гарантированным трудоустройством".
Существуют также многочисленные "инфопродукты" с теми же гарантиями, но стоящие в десятки раз меньше курсов.
Есть масса литературы, бесплатных дистанционных курсов.

Компьютеры стали доступнее, нетбуки стоят дешевле большинства телефонов, покупаемых школьникам (которые используют малую долю стоимости этих телефонов). Школьники играют часами в компьютерные игры, общаются в социальных сетях, серфят.

Почему же знания при их доступности не стали такими увлекательными?
Как увлечься самообучающемуся процессом самообучения?

Вот начал читать кто-либо литературу. Треть книги идет легко. А потом материал усложнился, начались трудности восприятия.
Какие методики преодолеть порог восприятия, повысить эффективность понимания и восприятия материала?

Как учиться?
Изменено: Самоделкин - 18.07.2011 13:40:23 (опечатки)
Прежде чем выбирать конкретные рецепты, давайте для начала определимся с тем какие условия необходимы для успешного обучения. Вот мое видение:
1.Знания должны опираться на имеющийся опыт. Повесить что-то в пустоте невозможно и безопорное знание неизбежно упадет и разобьется.
2. Знания должны вплетаться в общую картину мировоззрения.  Для этого их надо использовать и прорабатывать - пытаться приладить их и так и сяк, надо шевелить извилинами пока когнитивная конструкция не станет наиболее устойчивой. В противном случае в мозгу накопится груда данных не связанных ассоциативными связями. Ветер времени неизбежно выметает все что не закреплено или закреплено плохо.
3. Необходима мотивация
3.1 Материал должен быть интересен. Интересы не возникают просто так, интерес это как дырка в паззле которую надо заполнить, или скорее,- свободное место крепления в конструкторе. Значит при обучении обязательно надо оставлять такие "вакансии". Ведь самое большое творческое разочарование наступает тогда когда кажется что ты все уже познал и добавить больше нечего. Религиозно-догматическое обучение как раз грешит затыканием всех дырок, вследствие чего продукт такого процесса полностью сформирован и к дальнейшему развитию не способен. Коммунистически- или "демократичеси"-догматическое при этом оказывается не сильно лучше.
3.2 Знания должны быть нужны и применимы в ближайшем будущем. То есть получение их должно быть аргументировано для нашего мозга. Мозг штука весьма ленивая и попусту пыхтеть ни за что не станет. Для этого можно найти прикладную задачу которую мы тотчас же решим с новыми знаниями, а если задачи не нашлось, то можно просто пойти перед кем-нибудь поумничать. :)
"Чем хрупче доводы, тем тверже точка зрения" С.Е. Лец
Уважаемые форумчане. Самообучение единственная форма обучения.
Плохо если в ВУЗе дают (продают) знания.
Реально преподается система знаний и методы работы с этой системой.
Знания имеют свойство устаревать или появляться вновь. Система знаний более надежна.
Кстати, невозможно ничему научить по мимо воли обучаемого.
Именно в школе вырабатывается наркозависимость от новых знаний.
В дошкольном возрасте обучаемый диагностирует истинное отношение окружающих
к знаниям. Смотри: Образование 50-60 годов в СССР.
Нельзя объяснить непонятное еще более непонятным
Техрук, п оясните:

Цитата
Техрук пишет:
Именно в школе вырабатывается наркозависимость от новых знаний.
В дошкольном возрасте обучаемый диагностирует истинное отношение окружающих
к знаниям. Смотри: Образование 50-60 годов в СССР.


Цитата
Техрук пишет:
Знания имеют свойство устаревать или появляться вновь. Система знаний более надежна.
Что такое "система знаний"?
Цитата
Техрук пишет:
Самообучение единственная форма обучения.
Поэтому очень важен способ эффективного восприятия и понимания нового материала.


donPavlensio, как создать недостающие из условий 1-3.2? :)
Человеку надо как-то измениться, адаптироваться.
Или он решил в качестве хобби изучить какой-то предемет.
Но у него не пошло дальше первых нескольких глав.
Сложность материала возросло, но восприятие его не поспело, не достигло адекватности уровня материала.
Как обрести "второе дыхание"?
Цитата
Самоделкин пишет:
Что такое "система знаний"?
Это когда Вы не помните конкретно, но знаете, что-то было на эту тему. Примерно там-то.
Ну например Вы не помните значение постоянной Больцмана, но знает,  что она есть и знаете где ее подсмотреть и как применить.
Вы не держите в голове все справочники и монографии, но помните  об их существовании.
Вот и получается, что в голове не знания, а некая система фактов.
Нельзя объяснить непонятное еще более непонятным
Цитата
Или он решил в качестве хобби изучить какой-то предемет.
Но у него не пошло дальше первых нескольких глав.
Как обрести "второе дыхание"?
Эх, мне бы самому знать. У меня уже полгода гитара пылится:)
А все потому что как то она быстро оказалась вне сферы моих интересов. Мотивация пропала. Я заметил что если что-то изучаешь сам, факультативно, то успех в этой затее наступает если найти новым знаниям применение. Так я несколько подтянул знание химии благодаря тому что это оказалось полезным для основной профессии. Знания всегда должны быть инструментом, но не самоцелью. На этом основан метод изучения английского Ильи Франка. Некоторые спесиялисты его ругают, но мне он очень помог.
Прежде чем что-то начинать всерьез надо убедится в том что это действительно тебе надо. Выяснить что тебе это даст в ближайшее время. Ни в коем случае нельзя начинать новое дело волевым усилием. Воли у любого человека невелик запас, по крайней мере лени всегда больше.
Наскреб по просторам интернета про повышение мотивации: 1  , 2
И классификацию:Википедия, Введение в психологию (многа букав!), Самое простенькое

Техрук, система знаний конечно же необходима, но отдельно от самих знаний ее в голове не выстроишь, точно так же как кости не растут без мышц и кровеносной системы.
"Чем хрупче доводы, тем тверже точка зрения" С.Е. Лец
Цитата
donPavlensio пишет:
Техрук, система знаний конечно же необходима, но отдельно от самих знаний ее в голове не выстроишь, точно так же как кости не растут без мышц и кровеносной системы.
Извините за мелкую придирку, но искусственные импланты?
Нельзя объяснить непонятное еще более непонятным
Искусственные импланты - пожалуйста. Возможно в будущем станет возможным загружать в мозг информацию как в компьютер, подобно тому как это было в фильме "Матрица". Хотя я лично в успехе такого мероприятия сомневаюсь, потому что новое знание должно быть интегрировано с имеющимся, то есть должно быть переработано самим мозгом.
Но пока подходящих нейроимплантов нет нам остается действовать в рамках естества.
"Чем хрупче доводы, тем тверже точка зрения" С.Е. Лец
Цитата
donPavlensio пишет:
потому что новое знание должно быть интегрировано с имеющимся, то есть должно быть переработано самим мозгом.
Интегрировано переработано  в систему и забыто.
Нельзя объяснить непонятное еще более непонятным
Цитата
Техрук пишет:

Это когда Вы не помните конкретно, но знаете, что-то было на эту тему. Примерно там-то.
Ну например Вы не помните значение постоянной Больцмана, но знает, что она есть и знаете где ее подсмотреть и как применить.
Вы не держите в голове все справочники и монографии, но помните об их существовании.
Вот и получается, что в голове не знания, а некая система фактов.


Т.е. "скелет", а конкретные "даты" (как в предмете История) или определения всегда можно посмотрет в справочнике.
А еще удобней в компьютере/(компьтерном варианте справочника) с его быстрым поиском
Помнить нужно об основных соотношениях.

Т.е. цель обучения - вынести какую-либо модель?

А если предмет более узок, например, статика или планиметрия, то обязательно нужно строить обзорную модель, "Вид с высоты", по словам (вернее, это название эссе) А. Азимова.

Т.е. нужна в каждой четверти вводная часть. Или даже в начале каждой недели:
"Сейчас, на этой неделе, раздел такой-то. Подразделы такие-то.
Главное - то-то. Следствие - то-то.
Вы научитесь тому-то (строить биссектрису и т.п.).

А дальше по обзорному плану вести объяснение.
Вот тогда будет обучение не как в темной норе, параграф за параграфом, правило за правилом, а будет выстраиваться система, модель, о которой Вы говорите.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)

Самообучение: как повысить эффективность? Как учиться?