Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Страницы: 1 2 3 4 След.
RSS
Китайские ученые или почему китайская наука отстала от европейской., Российская Академия наук – изначально была Академией наук
Лимарев В.Н.

Китайские ученые или почему китайская наука отстала от европейской.

1 часть.

Чему и как обучали в Китайских  шкалах в 17-19 веках, начале 20 века.

Выдержки из моих статей о Китае:  http://new-history2005.narod.ru/30q.htm
 
В 1644 году маньчжурские завоеватели овладели Пекином и провозгласили императором Китая малолетнего маньчжурского князя Ши-цзу, основавшего династию Цин… Маньчжуры были немногочисленны (100 тыс.), и они не смогли бы утвердиться в Китае, если бы китайские полководцы не передавали свои армии завоевателям, а китайские чиновники не переходили на сторону врага.
После завоевания Китая  промышленность была разрушена, затем стала возрождаться в виде государственного кустарного производства. Порты Китая были закрыты для внешней торговли.  Практически все европейцы были изгнаны из Китая, религиозные европейские центры были закрыты.
Китай в 18 веке Китай стал полностью закрытым государством.
Китайским купцам запретили обучать иностранцев китайскому языку, плавать на иностранных судах, общаться с иностранными гражданами, изучать иностранные языки.
Новая династия Цин в конце 16 века навела жесткий порядок в соответствие с их восприятием неоконфуцианства.
Император считал необходимым воспитывать людей в духе конфуцианской морали. Основная обязанность человека - исполнение долга перед семьей и обществом. Главная нравственная обязанность защита жизни.
Конфуцианство стало религией.
Маньчжуры стали последовательно осуществляться конфуцианские принципы воспитания верхов и низов. Для подготовки армии чиновников - конфуцианцев была создана система образования, начиная от общинных (деревенских) начальных школ и уездных училищ до столичной Академии сынов отечества.
Главное внимание в школах уделялась изучению иероглифов. Общее количество иероглифов доходит до 80 тысяч. Многие иероглифы употребляются очень редко, так как встречаются только в классических литературных произведениях. Для чтения большинства текстов достаточно знать 10 тысяч иероглифов. Из них наиболее употребляемы всего 2 тысячи.
Китайская ученость состоит не только в том, чтобы знать иероглифы, но и уметь их писать. Иероглифы не только должны быть понятно написаны, но и красиво выглядеть. В Китае распространена поговорка “почерк – картина души”.
Состоятельный человек обязательно стремился иметь кабинет-библиотеку, где хранились конфуцианские книги. Это считалось признаком учености и мудрости, ибо через книги хозяин кабинета “советовался” с мудрецами.
Ученик обязан был заучить наизусть рассуждения такого рода: “существуют три категории отношений: между государем и чиновниками, отцом и сыном, мужем и женой; первое основывается на справедливости, второе - на любви, третье - на покорности.
Затем дети переходили к зазубриванию другого старинного текста “Байцзясин” (“Фамилии ста семей”), написанного в10 веке. Книга содержала список часто встречающихся китайских фамилий.
После изучения списка фамилий, ученики приступали к изучению “Цяньцзывэнь”. Текст, написанный в 6 веке,  состоит из 1000 иероглифов, из которых ни один не повторяется. Всю тысячу иероглифов надо было знать наизусть.
Затем ученики изучали “Книгу о сыновнем благочестии”. В понятие сыновнего благочестия вкладывалась не только любовь к своему отцу, но верноподданнические чувства к государю.
Обучение в начальной школе продолжалось 7-8 лет. Школьники успевали вызубрить 2-3 тысячи иероглифов и приобрести элементарные знания по китайской культуре и китайской истории. О других странах ученикам не рассказывали, даже о странах, граничащих с Китаем. Китайцы должны были себя ощущать центром мира. Все народы, которые находятся за пределами Китая, считались варварскими народами. Математика преподавалась на самом элементарном уровне, естественные науки вообще не преподавались. Человек, имеющий хорошие знания по математике, физике, химии, как и по другим естественным наукам не считался ученым, а считался ремесленником, к которому соответственно и относились как к ремесленнику.

Часть.2

Отличие европейского ученого от китайского.

Таким образом, китайский ученый 18 века коренным образом  отличался от европейского ученого – естествознателя.
Китайские ученый 18- 19, начала 20 века  не занимался естественными науками, а был  человеком, хранящий в своей памяти большой объем информации, как компьютер. Он систематизировал её и на основании  этой информации определял,  каким должно быть взаимоотношение людей в государстве. Китайский ученый по своей сути не отличался от католического ученого-богослова.
Если в Европе, 12-13 веке  были заложены в католических школах  основы современного образования, основы  развития естественных наук, то в Китае естественные науки не развивались.
Если в Европе церковь, в соответствии со своей концепцией, не препятствовала изучению природных явлений, не тормозила развитие  естественных наук, то в Китае три сотни лет пытались законсервировать свои знания о природе.
Если в Европе научная мысль, глубокое понимания сути вещей  были главным для ученого, то в Китае было главным  знание  правописания  десятков тысяч иероглифов.
Если в Европе было главным  осмысленное восприятие научных текстов, то в Китае  главным было  знание назубок  священных конфуцианских текстов, многое их которых были путанными и противоречили друг другу  или содержали очень туманные измышления, которые можно было трактовать как угодно. Ученые эти туманные места  пытались осмыслить, вокруг этого и происходила  вся научная деятельность китайского ученого.
Письменность иероглифами -   большое зло для Китая, так как  много сил молодые люди тратили на то, что занимались зубрешкой материала,  который  мало был пригоден в повседневной жизни.  Детей не интересовало то, как размножаются тараканы или почему брошенные вверх предметы падают вниз, их мозг был перегружен бессмысленными упражнения, от которых он не развились, а тупели.

Часть3.

Современная европейская школа.

Европейская школа, пойдя апогей своего развития,  в настоящее время  находится в упадке.  Если раньше в европейских школах готовили  интеллектуалов, то в настоящее время готовят ремесленников, людей с узкой специализацией для занятия этими людьми определенной ниши в обществе. Упадок европейской цивилизации это, прежде всего,  упадок европейского образования, которое стала   давать низкопробное профобразование, почти полностью отказавшись от подготовки людей с широким кругозором, способным осмысленно воспринимать существующую действительность, т.е.  личностей.
Образованные люди на Западе: врачи, юристы, инженера, экономисты…это, по сути, ремесленники, т.е. они не отличаются в интеллектуальном развитии от других ремесленников, которые работают рабочими и освоили станки с программным управлением.

Часть 4.

Ученые в России.

Российская Академия наук – изначально  была Академией наук, и там работали настоящие ученые. К сожалению, в настоящее время в Академии наук и  среди людей с учеными степенями  преобладают «китайские ученые».
Этому способствовала  застывшая  в своем  развитии марксистко-ленинская идеологи. Вырождение науки так же связанно с комплементарностью в научных  кругах, где ученые степени получали люди по блату. При защите ученых степеней  важен был не смысл якобы научного труда, а грамотность и правильность его оформления.  Любое отклонение от установленных каноном правил каралось отказом в защите. Ученые, вместо того чтобы заниматься научной работой, тщательно готовили защиту в соответствии с установленными канонами и заручались поддержкой якобы именитых ученых, возомнивших себя светилами науки.  Сколько сил уходило у молодых ученых на «лобзание ботинок» тех, кто должен был рецензировать их труд.
В настоящее время «грош цена» научным званиям.
Причин здесь несколько.
Это политика партии и правительства направленная   на обесценивания труда ученых. Грамотные люди их раздражают, потому что сами ни «шипко грамотные».
Ученые дискредитировали себя тем, что пропустили в свою среду людей,  которых интересовала не наука, как поиск истины, а наука как источник для существования.
Академия наук, лишенная опоры на власть,  превращается в коммерческую организацию.   Академия наук, деградировавшая  ещё при советской власти, подверглась уничтожению во времена перестройки и сейчас потихоньку помирает с уходом из жизни тех, кто действительно предан науке.
Лимарев В.Н.
Китайская наука не всегда была такой,какой вы ее представили. После крушения Римской империи и вплоть примерно до монгольских завоеваний,т.е. на протяжении тысячи лет Китай был научно-технологическим лидером тогдашнего мира. В 21 веке,если Китай не постигнут какие то внутренние катаклизмы, он это мировое лидерство похоже вернет.  Что же касается сегодняшнего состояния российской науки,то,действительно, многое из того,о чем вы сказали,к сожалению,имеет место быть. Но,все же, как мне оптимистично представляется, время все поправит -отссет зерна от плевел и отделит агнцев от козлищ.
У Китая слабое место вот в каком пункте: там НЕТ беслпатного образования. Вообще нет, в том числе и начального школьного. То есть множество талантливых от рождения людей просто-напросто неграмотны и поэтому ни они и никто вообще никогда не узнает что этот был талантливый программист, тот - талантливый инженер, и т.д. Почти как у нас, но у нас хоть начальное образование пока еще беслпатное.
Пользователь забанен 14.10.2014
PINGVIN!  К сожалению,наше образование,увы, тоже не бесплатное! Да,  де-юре,у нас вроде бы и есть кое какое бесплатное образование,но де-факто его уже давно нет!
Вы правы в отношении средне-специального и высшего образования, но начальное обучение грамоте у нас все же пока еще бесплатное. Да, Путин и Медведев беспощадно уничтожают начальные школы (особенно они сократили сеть сельских школ), специально занижают ставки учителям чтоб можно было больше денег канализировать на внешнеполитические авантюры - но в основном начальное образование у нас все же пока что бесплатное.
Пользователь забанен 14.10.2014
PINGVIN!  Я не идеализирую нынешнюю систему образования в России. Мало кто сегодня отрицает определенную деградацию этой системы по сравнению с советской.
Цитата
Лимарев Виктор пишет:
В настоящее время «грош цена» научным званиям. Причин здесь несколько. Это политика партии и правительства направленная на обесценивания труда ученых. Грамотные люди их раздражают, потому что сами ни «шипко грамотные».

Но КПСС-то уже нет.  Хотя при коммунистах наука была, ученые были в почете. Да, существовала АОН при ЦК КПСС, где изучали историю партии и научный коммунизм, но в основном науку делали ученые в НИИ и некоторых ВУЗах. Не во всех, конечно, но делали. Деградация науки началась с того времени, как Госкомнауки объединили с Минобразом, прекратили выплачивать за научные степени тем, кто не работает в НИИ или ВУЗе. Видимо, так надо.
Цитата
Алексей Константинович Вавилов пишет:
Китайская наука не всегда была такой,какой вы ее представили. После крушения Римской империи и вплоть примерно до монгольских завоеваний,т.е. на протяжении тысячи лет Китай был научно-технологическим лидером тогдашнего мира.

Если китайцы были так умны, почему они не поняли смысла имеющегося у них знания - пороха, и не применили на практике? Весь мир могли бы к рукам прибрать... Но нет, так и лежало знание рецепта пороха бесполезным грузом, пока не попало в руки тех, кто понятие имеет - европейцев. Эти быстро смекнули, куда насыпать и где поджигать.

Сегодня: много ли вы знаете чисто китайских разработок, технологий и т.п., не считая талантливого копирайта ессно?
Цитата
Alexu 007 пишет:
Весь мир могли бы к рукам прибрать... Но нет, так и лежало знание рецепта пороха бесполезным грузом, пока не попало в руки тех, кто понятие имеет - европейцев.
Опять вы со своей странной логикой... А зачем китайцам "мир к рукам прибрать"? Я даже боюсь думать, что бы вы сделали, появись у вас какое-нибудь супероружие...
Цитата
mark пишет:
Цитата
Alexu 007 пишет:
Весь мир могли бы к рукам прибрать... Но нет, так и лежало знание рецепта пороха бесполезным грузом, пока не попало в руки тех, кто понятие имеет - европейцев.
Опять вы со своей странной логикой... А зачем китайцам "мир к рукам прибрать"?

А зачем это понадобилось другим? Ленину, Сталину, Гитлеру? Александру Македонскому, Чин-Гиз-Хану? Хотя бы для того, чтобы элементарно обезопасить свои границы и заставить других работать на себя - разве не вокруг этого все крутится? Весь мир живет по моей странной логике, кроме вас и древних китайцев...

Цитата
Я даже боюсь думать, что бы вы сделали, появись у вас какое-нибудь супероружие...
Этот вопрос можно адресовать ко всем без исключения, в т.ч. и вам.
Изменено: Alexu 007 - 25.02.2010 14:11:59
Страницы: 1 2 3 4 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)

Китайские ученые или почему китайская наука отстала от европейской.