Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Страницы: 1
RSS
Честная педагогика, Применение количественных методов изучения сознания в педагогике
Не секрет, что все школьные учебные программы рассчитаны если не на вундеркиндов, то по крайней мере на способных учеников. Совершенно очевидно, что остальные учащиеся могут освоить такие программы только частично. Если не осваивают, то у нас это объясняется нежеланием учиться, ленью, плохими учителями... Что совершенно неправильно. В результате в спецшколах и спецклассах, в которые отсасываются все способные ученики, у нас всё более-менее нормально. А вот в остальных классах масса непреодолимых проблем, и те учителя, которые работают в таких классах, это знают.

Но наша система образования делает вид, что это не понимает и предпринимает усиленные попытки решить все проблемы бюрократическим путём, что совершенно безнадёжно. Думаю, что есть пути реального решения наболевших проблем, что я и предлагаю обсудить на этой теме. Видимо для большинства учителей, которые работают в спецшколах и спецклассах, всё это будет неинтересно. А вот для остальных учителей предлагаемая тема может оказаться полезной.

В общем, для начала предлагаю познакомиться с двумя статьями: "Честная педагогика" и "Концепция образования" (Вокруг и около концепции общего образования), размещённых на сайте http://time.ex6.ru  Меня интересует ваше мнение по поводу идей, предлагаемых в этих статьях. Может меня действительно не туда понесло. Хочется узнать мнения со стороны. Собственно, столкновение с бюрократическим аппаратом из-за этих статей стало последней каплей, из-за чего я ушёл из школы и вообще из системы образования. Больше не хочу заниматься враньём. Раньше была какая-то свобода выбора, и частично можно было реализовывать свои идеи. Сейчас бюрократический контроль стал настолько жёстким, что ни о каком творчестве не может быть и речи. Можно только копировать или дублировать чужие, кем то утверждённые, идеи.

Вообще-то статьи опираются на новые представления о сознании, которые разрабатываются автором. Ссылки на соответствующие статьи тоже есть на сайте. Поэтому, по большому счёту, нужно бы познакомиться с этими статьями. Но это совсем не обязательно. Учитель с большой практикой и так всё поймёт. Кстати, я учитель, в основном математики и информатики, с 30 летним стажем. Теперь уже бывший учитель.

Дерзайте!
Честная педагогика – прекрасная вещь! Как и честная наука, честная жизнь. «Раньше была какая-то свобода выбора, и частично можно было реализовать свои идеи», - написал Владимир Мурашкин. Это когда «раньше», при Советах? Прямая неправда. Там все было основано на высоких процентах! И производство, и учеба в школе. Процентомания, очковтирательство порождены той властью. И прожила она семьдесят лет только потому, что хорошо умела врать. На детях отыгрывались все – и государство, отнимавшее целую четверть для уборки урожая, и учителя, стегавшие отстающих двойками и единицами.
Для честной педагогики программа должна быть достаточно дифференцирована: теоретикам – один вариант, практикам – другой, художникам – третий, спортсменам четвертый. С обязательным общеобразовательным минимумом для всех. Дети различаются по способностям и склонностям. Все  это надо учитывать, и не следует учение превращать в пытку. Учение для каждого должно быть в меру победным и в меру трудным, а пока что наша школа напоминает лагерь для принудработ. Для половины ребят основная оценка знаний – «тройка». О чем она говорит? Она говорит: ты – серый: в вуз тебе не поступить, работы высокооплачиваемой не получить; приличная девушка не согласится стать твоей женой.
Для честной педагогики нужна более совершенная методология обучения. Более совершенная. А не такая: сегодня – опрос у доски, объяснение, задание на дом, завтра – опрос у доски, объяснение, задание на дом, послезавтра – то же самое; раз в четверть – котрольная; не решил задачу – два, еще раз не решил задачу – еще два; все – как в прошлом и позапрошлом веке. И более совершенная методология воспитания, а не выставление в дневник двоек за поведение, вызов родителей в школу, головомойка на ковре в учительской. Хороший учитель много читает по педагогике, много думает о детях. Дидактику В. Шаталова у нас по существу не приняли. Почему? Потому что для ее использования требуется большой труд души. А на это надо иметь время и желание. Чего у среднего учителя не хватает. Для воспитания детей существуют труды мировых и российских классиков. Чтобы их читать опять же нужны время и желание.
А чиновник давит, недалекий и плохообразованный, потому что в чиновники чаще всего идут несостоявшиеся учителя. 22 августа 2008 г.
Цитата
Владимир Мурашкин пишет:
Не секрет, что все школьные учебные программы рассчитаны если не на вундеркиндов, то по крайней мере на способных учеников. Совершенно очевидно, что остальные учащиеся могут освоить такие программы только частично. Если не осваивают, то у нас это объясняется нежеланием учиться, ленью, плохими учителями... Что совершенно неправильно
Согласен. Но проблему вижу не в этом. Для тех, кто базовые программы (а сейчас все гонятся за авторскими, углубленными и т.о. за контингентом "почище") усвоить не в состоянии, раньше были спецшколы, в которые отправляли по решению школьных работников. Теперь же для этого нужно заявление родителей... а они упорно считают, что для ребенка лучше учиться с "нормальными" детьми... Поэтому дифференциация, которая в норме должна существовать, у нас существует однобоко: кто посильнее - уходит "на повышение" в школы повышенного уровня. А вот переход на пониженный уровень практически исчез.
Кстати, появившаяся в этой форме дифференцияация учащихся, в частности, и убеждает учителей в непосильности программ. А просто общий уровень учеников снизился из-за того, что лучшие ушли, а худшие остались. Лучших учить легко, худших невозможно, а середнячков можно, но трудозатратно.
Думаю, не следует разделять детей упрощенно – на умных и неумных, их следует разделить по склонностям. Часто за умных мы принимаем обыкновенных зубрил, а за неумных принимаем детей непослушных, медлительных, увлеченных практическими интересами. Их надо разделить по склонностям. И школы такие создавать, и классы такие создавать, и группы. Пусть каждый учится с интересом, победно, с увлечением. И учитель должен учиться всю жизнь: думать, читать обобщать опыт. И демонстрировать свои успехи на практике и в теории. А директору школы (и завучу) положено быть учителем всех учителей. Не завхозом, не погонялой, а наставником. А пока я вынужден констатировать, что учителя и руководители школ, за редким исключением, сами не хотят учиться. 24 августа 2008 г.
Для начала неплохо.
Приведу ещё один пример аналогии. Все мы знаем, что тело каждого человека обладает физиологическими особенностями. Из-за чего, например, нельзя всех сделать в спорте чемпионами. И даже если бы физкультуру сделать обязательным экзаменом, а нормативы для сдачи этого экзамена сделать на уровне золотого значка ГТО, то результаты такого экзамена были бы приблизительно такими, как сейчас результаты по математике на ЕГЭ... Все это понимают и такую глупость не делают.

Совершенно аналогично, сознание каждого человека тоже обладает особенностями. Если сравнивать людей по уму, то среди нас тоже есть инвалиды, слаборазвитые, нормально развитые и гении. Но наша система образования этого не понимает или не хочет понять. По уму нужно всех научить всему. А это невозможно в принципе.

Что такое обязательный ЕГЭ по математике? Это просто издевательство над детьми. Потому что из-за эволюционного рассеяния сознания у многих детей мышление развито не очень сильно. А такой вид мышления, как абстрактное мышление, у многих детей вообще практически отсутствует. Но у нас все должны знать математику чуть ли не на уровне высшего образования... А это невозможно из-за особенностей сознания человека.

И попробуй это кому-нибудь объясни. Полное неприятие. Вполне понятно почему, ведь наши горе-теоретики от педагогики в школах не работают. Поэтому наша педагогика всё больше начинает смахивать на лженауку. И этого никто не хочет понять. Парадоксально!

Почитайте всё на сайте http://time.ex6.ru
Там всё очень серьёзно изложено.
На хостинге, где сайт http://time.ex6.ru бывают проблемы, поэтому всё можно посмотреть и на сайте http://wladimir-murashkin.narod.ru

В частности и статью "Честная педагогика"
Все дети разные, и по способностям, и по склонностям. А нас, учителей, система

заставляет всех детей поставить в один строй. И меняться система не желает.

По непонятным причинам мне пришлось переделывать свой сайт. Теперь все

разработки на сайте http://wladimir-murashkin.narod.ru

Наиболее серьёзные материалы по проблеме сознания.

Но эту тему я открыл специально по педагогике, потому что есть выход на

применение этих идей в педагогике. На сайте размещены две статьи по педагогике

"Честная педагогика" и "Концепция образования". В первой статье постановка

вопроса, во второй - как можно приспособить и превратить нашу педагогику в

нормальную. Вначале эти статьи я разместил на школьном сайте. Но под давлением

увольнения меня заставили их убрать с сайта. Впрочем из школы я ушёл и сам,

теперь безработный. Так что это скандальные статьи, предлагающие нашу педагогику

поставить "с головы на ноги". И все молчат. Великолепно. Вот такие мы и есть...
Дайте хотя бы совет, на какой форум мне лучше выйти с этими статьями?
«Я хочу честно оценивать знания ученика», – говорит учитель директору. «Пожалуйста,  позвольте тогда и мне честно оценивать Ваши педагогические старания», – отвечает ему директор. Следует немая сцена. Ситуацию я выдумал, но она реальна там, где руководитель школы – настоящий учитель учителей, а не завхоз, не примитивный надзиратель. Учителя стонут от нечестности, о которой говорит Мурашкин. И их следует понять. Однако учиться дидактической технике мало кто питает желаний. А резерв здесь немалый. Это доказал математик В.Ф. Шаталов, эффективный опыт которого не признали ни советская школа, ни нынешняя российская. Дифференцированный подход к обучению детей в школе, полагаю я, должен разумно сочетаться с более высокими требованиями к самообразованию учителя. Нужен метод, господа, метод! Он, – конечно же не панацея, но чрезвычайно важный рычаг в обучении школьников. Воспитание – более глубокая и обширная тема, об этом в другой раз. 1 октября 2008 г.
В мире взрослых людей существует право выбора. Каждый человек выбирает ту сферу

деятельности, в которой он будет справляться со своими обязанностями. Каждый

взрослый человек выбирает работу, по крайней мере частично, в соответствии со

своими способностями и желаниями. В мире детей этого практически нет. Только

самые способные дети имеют возможность выбора в спорте, в искусстве, в науке. И

всё равно они должны, как и все, пройти курс общей школы, хотя фактически им это

уже не нужно. Остальные дети должны послушно учиться в школе, хотя совершенно

очевидно, что физико-математические дисциплины многие дети не в состоянии

освоить. А о желании вообще нет и речи. Кто-то хочет рисовать, а его заставляют

учить математику. Или наоборот...

Уже в 6 - 8 классах происходит становление личности и многие дети уже в этом

возрасте проявляют свои способности и желания. И школа часто в этом вопросе им

не помогает, а мешает. Подчиняются только слабые личности, а сильные личности

уходят, как мы считаем, в трудные подростковые группы. Да нет никаких трудных

детей, просто школа, начиная с теоретического уровня, не умеет честно работать с

детьми. В школе вообще не должно быть сильных учащихся, слабых учащихся. Все

дети равны, они не плохие и не хорошие, а такие, как есть, со своими

индивидуальными способностями и желаниями. А система оценок, с одной стороны,

делит детей по категориям, с другой стороны, приучает всех подчиняться

какой-либо тотальной системе.

Но это противоречит природе человека. И в статье "Честная педагогика" приводятся

аргументы и объясняется почему все мы разные. И мы должны понимать это, все мы

разные, и по способностям, и по желаниям. Но школа этого не учитывает. С этого и

начинается весь обман. В честной педагогике такого не должно быть.

Всё на сайте http://wladimir-murashkin.narod.ru
Приятно встретить на форуме думающего учителя. Энтузиастам трудно работать в школе, в которой господствует философия: ничего не трогайте, оставьте все, как есть. Но мне знаком и другой вариант, когда способный учитель начинает свои попытки что-то изменить в учебном и воспитательном процессе с конфликта – объявляет всех невеждами, а себя – абсолютно компетентным. Надо всегда помнить, что учителя, а тем более их наставники – самолюбивый народ. Без дипломатии не обойдешься.  В той системе директором школы нередко присылали пропившегося работника горкома, а то и вовсе примитивного хозяйственника – прежде всего ценилась идеологическая преданность и, разумеется, - послушность.  И на каждого новатора такой начальник смотрел как на личность подозрительную. Что мы имеем сегодня? Идеологическая растерянность, думаю, еще не прошла. Не прошло и отношение к юным гражданам, почувствовавшим свободу, – как пешкам, как оловянным солдатикам, как пионерам, октябрятам, как резерву партии. Психологическая перестройка учителей еще не произошла, они стонут: «Какие нынче ужасные дети!» Право выбора для детей? Боюсь, что нам еще далеко до этого. Издевательство над детьми, уничтожение их здоровья остановятся лишь тогда, когда «гром грянет» по-настоящему, а пока мы слышим только его дальние  раскаты. 6 октября 2008 г.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 2, пользователей: 0, из них скрытых: 0)

Честная педагогика