Цитата |
---|
janmik пишет: Такие возможности граждан - неслабый вызов гос.системе |

Цитата |
---|
Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Уруинимгина - шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века до н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции - "Артха-шастра" - опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке до н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что "имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом". С аналогичными проблемами сталкивались и фараоны Древнего Египта, в котором сложился огромный бюрократический аппарат чиновников, позволявший себе творить беззаконие и произвол в отношении свободных крестьян, ремесленников и даже военной знати. Сохранилось поучение некоего Итахотела, который рекомендует: "Гни спину перед начальством, тогда твой дом будет в порядке, твоё жалованье будет в исправности, ибо плохо тому, кто противится перед начальником, но легко жить, когда он благоволит". Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: "…начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело…"; "Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых" (Исх. 23:8, см. также Втор. 16:19); "Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей" (Коран 2:188) и т. д. |