Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ЧИСТОПРУДНЫЙ БУЛЬВАР (Проезд Чистопрудного бульвара)

В. СОРОКИН, почетный член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, член общества "Старая Москва". Фото И. Константинова.

Виктор Васильевич Сорокин, посвятивший всю жизнь изучению истории Москвы, почти четыре десятилетия делится с читателями журнала интереснейшими архивными находками, пишет об истории улиц, расположенных в Белом городе. Темы последних публикаций: Неглинка (№№ 5, 6, 1993 г.), Рождественка (№№ 11, 12, 1994 г; №№ 1, 3, 4, 1995 г.), Лубянка (№№ 11, 12, 1995 г.), Мясницкая (№№ 3, 10, 11, 2000 г.).

Для украшения дома № 4 по Чистопрудному бульвару архитектор А. П. Попов использовал элементы древнерусского зодчества.
Для украшения дома № 4 по Чистопрудному бульвару архитектор А. П. Попов использовал элементы древнерусского зодчества.
Двухэтажный флигель дома № 10 по Чистопрудному бульвару перестроен в 1876 году архитектором А. Е. Вебером. Фасад украшен декоративными венками, розетками, маскаронами и летящими голубями.
Двухэтажный флигель дома № 10 по Чистопрудному бульвару перестроен в 1876 году архитектором А. Е. Вебером. Фасад украшен декоративными венками, розетками, маскаронами и летящими голубями.
Лепные украшения на доме № 10 по Чистопрудному бульвару.
Лепные украшения на доме № 10 по Чистопрудному бульвару.
Памятные места Чистопрудного бульвара и примыкающих переулков (в черте Белого города). Художник М. Аверьянов.
Памятные места Чистопрудного бульвара и примыкающих переулков (в черте Белого города). Художник М. Аверьянов.
Резные каменные украшения этого строения (Чистопрудный бульвар, 14) выполнены по мотивам убранства Дмитровского собора во Владимире.
Резные каменные украшения этого строения (Чистопрудный бульвар, 14) выполнены по мотивам убранства Дмитровского собора во Владимире.
Дом № 7, расположенный в Потаповском переулке, в прошлом был частью дворца Пашковых, фасад которого смотрел в сторону Чистопрудного бульвара.
Дом № 7, расположенный в Потаповском переулке, в прошлом был частью дворца Пашковых, фасад которого смотрел в сторону Чистопрудного бульвара.
Архангельский переулок, дом № 15а. Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня) - памятник архитектуры XVIII века.
Архангельский переулок, дом № 15а. Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня) - памятник архитектуры XVIII века.
Детали скульптурных украшений западного фасада Меншиковой башни.
Детали скульптурных украшений западного фасада Меншиковой башни.

Каменная крепостная стена Белого города построена для защиты от иноземных захватчиков в 1585-1593 годах "государевым мастером Приказа каменных дел" Федором Савельевичем Конем. Укрепления начинались у Водовзводной башни Кремля и проходили по территории современного Бульварного кольца. Стена, достигавшая высоты 10 метров, была сложена из белого камня и большемерного кирпича. Из 27 крепостных башен Белого города 10 имели ворота.

Тема настоящей публикации - "В Белом городе у Чистых прудов (между Мясницкими и Покровскими воротами)". В XVI веке за Мясницкими воротами находились бойни. Мясные отходы попадали в пруды, образовавшиеся из запруды протекавшей здесь речки Рачки (в ней водились раки). Речка протекала мимо церкви Троицы на Покровке, по Колпачному и Подкопаевскому переулкам, пересекала Подколокольный переулок и улицу Солянку, затем впадала в реку Москву выше устья Яузы. В настоящее время заключена в трубу. Грязные пруды получили название "Поганых".

Во время правления Петра I движение на улицах, проходивших через Мясницкие и Покровские ворота, стало более оживленным. Одна дорога вела в дворцовое село Преображенское и Немецкую слободу, другая - от Ильинских ворот - к дворцовым селам Рубцово, Семеновское, Измайлово. Между этими дорогами под защитой стены Белого города оказалась старинная Гавриловская патриаршая слобода с церковью, домами, садами и огородами прихожан. Царедворцы обратили внимание на эти земли. А. Д. Меншиков начал скупать дворы у жителей Гавриловской слободы, построил новую церковь Архангела Гавриила (см. "Наука и жизнь" № 4, 1989 г.), разбил сады, привел в порядок пруды, которые с тех пор стали называть Чистыми. В доме переводчика посольского приказа Андрея Кревета, рядом с Меншиковой башней, первоначально помещалась основанная Петром I Школа математических и навигацких наук.

Чистопрудный бульвар

2. Владение Московского городского почтамта (см. "Наука и жизнь" № 11, 2000 г.). В конце 1820 - начале 1830-х годов к угловому владению Московского почтамта со стороны Чистых прудов начинают пристраивать кузнечные мастерские, сараи для экипажей и почтовых карет. Двор обнесли железной оградой. В 1840-1850-х годах по проекту архитекторов А. Кавоса и Г. Боссе строят более удобные помещения для обслуживания посетителей. Позднее двухэтажные здания надстраивают до шести этажей. В 1860-х годах в одном из дворовых флигелей обосновалось Общество любителей художеств (под председательством А. С. Уварова), где устраивались выставки картин, проводились публичные художественные чтения. Свои произведения читали известные авторы: А. Н. Островский, А. Н. Плещеев, А. Ф. Писемский, А. А. Фет, А. Н. Майков и др.

4. Трехэтажный дом при Московском почтамте был заложен в мае 1895 года по проекту архитектора А. Попова. Строительство обошлось в 23 тысячи рублей. Главный фасад, выходящий на Чистопрудный бульвар, решен в так называемом "кирпичном" стиле с использованием элементов древнерусского зодчества: колонн, капителей, ромбовидных вставок, кокошников. Первоначально кирпич был неотштукатурен, позднее его стали красить. В здании разместился "Дом призрения заслуженных престарелых членов почтово-телеграфного ведомства". Во дворе дома в 1913 году находилась ветеринарная лечебница А. А. Петрова. После 1917 года дом приспособи ли под учреждения и квартиры. В 1922 году здесь разместилось "Трудовое объединение химчистки" - артель "Гамма". В одной из квартир в 1929 году жил Александр Васильевич Свешников, бывший тогда хормейстером Второго МХАТа. Потом в здание переехала ведомственная поликлиника Московского почтамта.

6. Местность, на которой находится этот дом, была хорошо освоена еще до возведения каменных стен Белого города в конце XVI века. Участок входил в состав Гавриловской патриаршей слободы, впервые упомянут в грамоте 1551 года. На сохранившихся планах XVIII века этот отрезок занимали прислужники церкви. В 1793 году здесь поселился штаб-лекарь Иван Мартынович Крейзель с дочерью Элеонорой. Потом дом приобрел статский советник, выдающийся московский медик, автор трехтомного сочинения "История медицины в России" Вильгельм (Василий Михайлович) Рихтер (1765-1822). Родился он в Москве в семье лютеранского пастора. Окончил Московский университет и стал там профессором. Для учащихся в Благородном университетском пансионе основал больницу, работал директором родильного отделения при Московском воспитательном доме, позже стал лейб-медиком. Во время войны 1812 года пострадало и его жилище. В 1817 году территорию этого владения приобрела графиня Елизавета Федоровна Мусина-Пушкина (1758-1835), вдова действительного тайного советника и дипломата Алексея Семеновича Мусина-Пушкина (1730-1817). Ее склеп из мрамора, украшенный четырьмя колоннами, до сих пор сохранился на московском Введенском кладбище (участок 3). Елизавета Федоровна возвела строение, которое современники называли дворцом. В 1835 году участок с домом переходит к полковнику Ивану Петровичу Мусину-Пушкину (1783-1863), а потом к его сыну Ивану, жена которого была благотворительницей и почетным членом Совета дамского попечительства о бедных.

В середине 1870-х годов владелица разрешила популярному тогда доктору медицины Виктору Степановичу Богословскому открыть в этом доме "Пневматическую лечебницу" с постоянными кроватями и "Водолечебницу". В 1891 году владение приобретает Общество Московской - Киевско-Воронежской железной дороги. Тогда же по проекту архитекторов Д. Чичагова и С. Соколова здание перестраивается, а в 1896 году надстраивается третьим и четвертым этажами. После 1917 года здесь расположились Управление Московского центрального радиоузла и несколько факультетов Московского института инженеров транспорта.

В 1925 году здание передано Народному комиссариату просвещения РСФСР. Народным комиссаром просвещения был А. В. Луначарский, его заместителем - М. Н. Покровский. Членом политико-просветительного комитета назначили Н. К. Крупскую. В секторе науки (быв. Главнаука) работали разнообразные группы: естественно-научная, социально-экономическая, педагогическая, научно-художественная, краеведческая, подготовка кадров по научным командировкам, комитет по изучению мордовской культуры. Большую работу проводила экспертная комиссия по улучшению быта ученых (ЦЕКУБУ), председателем которой был М. Н. Покровский, а заместителем - О. Н. Шмидт. Для педагогов издавались журналы: "На путях к новой школе", "Коммунистическое просвещение", "Что читать деревне", "Красный библиотекарь", "Будь готов", "Клуб", "Советское искусство". Всероссийское общество охраны природы объединяло 1200 человек. В стенах нынешнего дома № 6 возникла библиотека по вопросам педагогики, но скоро ее фонды увеличились, и она переехала в другое здание (ныне это Центральная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского). В 1930-х годах в здании помещалось Всероссийское Бетховенское общество. Клубный зал Наркомпроса вмещал 300 человек. Дом связан с именем писателя Михаила Булгакова, который бывал здесь по литературным и театральным делам. В романе "Мастер и Маргарита" есть упоминание о том, что в этом доме якобы находилась "Акустическая комиссия". В 1934 году Наркомпрос посетил писатель Герберт Уэллс. На стене здания установлены две мемориальные доски: одна - в память Н. К. Крупской (1959), другая - в память А. В. Луначарского (1986).

8. Первые сведения о застройке этой территории относятся ко второй половине XVIII века, когда на ней находилось пять самостоятельных владений. Значительную часть площади занимали сады с прудами, строения большей частью деревянные, но главные возведены из камня. Известно, что здесь до 1756 года было владение Василия Кузмича Думашева (1695-1753), дворцового служителя князя Александра Даниловича Меншикова. С 1756 по 1780 год хозяин владения - армянский купец Арон Израилевич Израилев, потом - князь, тайный советник Иван Андреевич Вяземский. В 1774 году владение приобретает Николай Максимович Походяшин, провиантмейстер, владелец медноплавильных заводов, славившийся богатством. Его брат - Григорий Максимович Походяшин - был масоном и помощником в делах известного просветителя, книгоиздателя Николая Ивановича Новикова. От него в 1785 году владение переходит к Евгению Петровичу Кашкину (1736-1796), участнику русско-турецкой войны. Он был генерал-губернатором Тобольской губернии, потом наместником Ярославской, Вологодской, Тульской и Калужской губерний. Его сын Дмитрий (1771-1843) - генерал-майор, писатель и переводчик, а внук Сергей Николаевич Кашкин (1799-1868) - декабрист, член Северного общества и тайной декабристской организации "Практический союз". В 1780-х годах к этому владению примыкают еще два - Екатерины Михайловны Протасовой, вдовы генерала, и Екатерины Ивановны Бахметевой. В 1803 году владения переходят к Аграфене Алексеевне Дурасовой (р. 1775), жене, а затем вдове генерал-лейтенанта Михаила Зиновьевича Дурасова (р. 1772). Фасад главного корпуса Дурасовых зафиксирован в "Альбоме" М. Ф. Казакова. С конца XVIII века в центре усадьбы находится главный дом, существую щий и поныне. В 1833 году владение купила "Комиссия для строения в Москве", которую к 1850 году сменило Правление IV округа путей сообщения. После 1917 года владение использовалось для издательско-типографской деятельности.

В 1930 году в глубине участка выстроен пятиэтажный корпус для типографии. В 1950-е годы корпус, возведенный на старом основании, надстроен до шести этажей и соединен с вновь выстроенным (архит. И. Бибиков, А. Назаров и др.). Здесь помещалось издательство "Московский рабочий", основанное в 1922 году, до 1991 года выпускавшее литературу по москвоведению. Издавались журналы: "Городское хозяйство Москвы", "Архитектура и строительство Москвы". Историко-краеведческая редакция в 1970-1980 годах выпустила несколько популярных серий ("Биография московского дома", "Биография московского памятника"), издавались краеведческая литература по Подмосковью, путеводители по Москве.

В начале XVIII века через проезд шла городская стена Белого города от Мясницких ворот к Покровским. По "актовым книгам" Москвы того времени можно проследить, как начали формироваться здесь жилые участки. Владение артиллерии контролера Григория Федоровича Корина - 75 сажень по улице и до 30 сажень в межах. В 1752 году располагались владения доктора Л. Л. Блюментроса и Сергея Ивановича Свиньина, а по третьей стороне примыкало владение Василия Думашева. С 1752 по 1780 год хозяин этой территории - подпоручик, затем капитан Сергей Васильевич Шереметев, после него - некий прапорщик Козлов, а уже с начала XIX века хозяином становится Сергей Степанович Овчинников, московский купец Барашевской слободы, отец многочисленной семьи. В 1863 году имение переходит к семье купца Тупицына (до 1917 года).

Семья Тупицыных многие годы занималась мучной торговлей и носила звание потомственных почетных граждан. Огромная территория владения была занята садом и различными хозяйственными строениями во дворе, конюшней, сараями и жилыми флигелями по улице. Современные два строения по Чистопрудному бульвару возникли в 1871-1873 годах по проекту архитектора Августа Егоровича Вебера. Первое здание двухэтажное, а второе - трехэтажное (надстроено до шести этажей). В начале ХХ века во владении размещались: Российское телеграфное ведомство, Лечебное заведение Карла Эрнста, Акционерное общество Моргана, доставлявшее графит. Жил артист оперной труппы Московского Императорского театра Александр Николаевич Герасименко. Занимал квартиру купец Рудольф Левинсон, снабжавший покупателей бельем и различной галантерей. Его сын Николай (1888-1966) стал историком-москвоведом, археологом, пушкинистом. Учился в Московском реальном училище при евангелистской лютеранской церкви Святого Михаила, участник общества "Старая Москва". Свою жизнь посвятил вопросам ремонта и реставрации исторических памятников Москвы и Подмосковья. После 1917 года вел большую работу по спасению конфискованных частных коллекций, занимался спасением музеев-усадьб, московских особняков XVII-XIX веков. Будучи экспертом отдела комиссии музеев в Наркомпросе он с 1926 по 1930 год обследовал около 500 усадьб. С 1932 года работал в Государственном историческом музее (в отделе изделий из металла). Принимал участие в археологических работах при строительстве метрополитена. В 1930-х годах вместе с Н. П. Чулковым, П. Н. Миллером написал книгу "Пушкинская Москва" (изд. 1937 г.), имевшую большой успех. Во время сноса Красных Ворот он собственноручно вытащил из груды кирпича снятую и подготовленную для сдачи в утиль медную фигуру трубящей "фамы" (ангела) и принес в Исторический музей. Ценные металлические изделия кузнечной работы, найденные при разборке древних стен и строений, он также доставлял в Исторический музей. Умер в 1966 году и похоронен на московском Введенском кладбище.

10а.На особняке, на правой части пристройки, обращает на себя внимание художественный декор с миниатюрными розетками, венками, в центре которых изображен летящий голубь, поддерживаемый ленточками.

12. В середине XVIII века эту территорию занимали несколько владений. На сохранившемся плане 1763 года мы видим в центре двор семьи подпоручика Петра Алексеевича Чирикова. Сзади примыкал сад Ивана Федоровича Мичурина (1700-1763) - знаменитого архитектора. Он участвовал в составлении генерального плана Москвы (1734-1739), в строительстве колокольни Троице-Сергиевой лавры (с 1740 года), строил Андреевскую церковь в Киеве (по проекту В. В. Растрелли в 1748-1763 годах). С одной стороны был двор Екатерины Салтыковой, а с другой - находился сад аптекаря Сульса, за ним по соседству с садом Мичуриных - двор князя Барятинского. Во дворе Чириковых располагались в основном деревянные постройки. Восточная половина участка представляла собой сад, в середине которого находился большой пруд, а около него размещались бани и кузница.

В 40-е годы XVIII века здесь было владение князя Дмитрия Васильевича Голицына. Второе владение, примыкавшее к нему, принадлежало Лаврентию Лаврентьевичу Блюментросту (1692-1755), знаменитому медику. Он родился в Москве, учился в школе пастора Глюка (воспитателя Екатерины I), а потом был лейб-медиком Петра I. Первый президент российской академии, открытой 25 декабря 1725 года. Современник о нем отзывался так: "Господин президент Блюментрост - человек большой учености, исключительного ума и редкой обходительности". Назначен старшим врачом Московского Генерального госпиталя и директором Московской госпитальной школы. Подготовил большое количество медиков для Москвы. В 1754 году императрица Елизавета Петровна в резолюции на проекте Московского университета начертала: "А кураторами быть камергеру Шувалову и Лаврентию Блюментросту". Потом его владение переходит к Екатерине Алексеевне Салтыковой (урожденной княгине Троекуровой), вдове генерал-майора графа Владимира Семеновича Салтыкова (1705-1751). После нее хозяином стал Андрей Яковлевич Маслов, а от него к 1790 году вся эта объединенная территория переходит к Дарье Ивановне Пашковой, жене, а затем вдове коллежского асессора Александра Ильича Пашкова. Их наследники: сын Иван Александрович (1758-1828), внук Сергей Иванович (1801-1883) и его жена Надежда Сергеевна, урожденная княгиня Долгорукова (1811-1880). С этой семьей был знаком А. С. Пушкин.

На месте хозяйственных строений, стоявших по границам владения, Пашковы устроили парадный двор. В 1789-1792 годах выстроен главный дом в стиле классицизма, с колонным портиком на обоих фасадах и проездом в центре. Разбили новый сад, в южной части сохранили и облагородили заросший пруд.

Дом Пашковых славился гостеприимством. Здесь жила поэтесса Додо Сушкова (1811-1858) - жена графа Ростопчина. Рано лишившись матери, она воспитывалась у деда и бабушки - Ивана Александровича и Евдокии Николаевны Пашковых. Пашковы каждый год отмечали масленицу и устраивали для знакомых "санное катание". 31 марта 1831 года А. С. Пушкин с женой оказались в одних санях с Додо Сушковой. Пушкин был в восторге от своей собеседницы. У Пашковых часто собирались их друзья. В. М. Булгаков в январе 1832 года писал своему брату: "Вчера пели цыгане у Пашковых. Надобно признаться, что хор их имеет нечто необыкновенное и гармонию, пение удивительное, какая-то непонятная смесь унылого с веселым, то грустно, то со стула поднимает: так бы и пошел плясать".

Частые застолья с приглашением музыкантов, артистов, многочисленных знакомых из литературной среды и почти ежедневная игра в карты лишили Пашкова его огромного состояния. Владение поступает в казну, которая передает его для размещения казенной запасной аптеки. Архитектор Е. Д. Тюрин приспосабливает барские хоромы для конторы и склада медикаментов. К середине XIX века крылья главного дома получили пристройки вдоль границ двора. Пруд в саду к этому времени почти зарос. В перестроенной усадьбе разместил ось окружное инженерное управление. С боков со стороны бульвара были воздвигнуты многоэтажные дома. Из соседнего Потаповского переулка (д. 7) можно еще видеть оставшиеся стены Пашковского особняка.

12а. На месте бывшего здесь пруда в год столетия Бородинского сражения по проекту военного инженера П. А. Воронцова-Вельяминова приступили к строительству деревянного здания для панорамы "Бородинская битва". Художник - основоположник русской школы панорамной живописи Франц Рубо (1856-1928). Готовое полотно панорамы длиной 113, шириной 15 метров было доставлено из мюнхенской мастерской художника. На нем запечатлен момент боя в 12 часов 30 минут 26 августа 1812 года, когда наши войска получили значительные преимущества перед противником. 29 августа 1912 года состоялось торжественное открытие панорамы "Бородино", как ее тогда называли, и через два дня она стала доступна для всеобщего обозрения. После празднеств руководство соседних учреждений стало добиваться сноса деревянного здания, как крайне опасного в пожарном отношении. В начале 1918 года здание пришло в полную негодность, живописное полотно сняли. Вновь доступно публике оно стало лишь в канун 150-летнего юбилея: 18 октября 1962 года открыт новый музей на Кутузовском проспекте. На месте разобранного здания панорамы в 1925-1927 годах воздвигли шестиэтажный дом, а потом надстроили еще один этаж. В группу строений, воздвигнутых на территории бывшей усадьбы Пашковых, входит административное здание (1926 г., архит. А. П. Голубев), построенное для кожсиндиката (потом здание Министерства заготовок республики) с квартирами для сотрудников. В 1929-1931 годах здесь было выстроено здание для семей военных. В домах №№ 12 и 12а жили многие известные артисты.

14. Доходный дом церкви Троицы на Грязях спроектировал в 1908-1909 годах архитектор Лев Кровецкий, а возвел архитектор Петр К. Микини, художник - С. Вашков. Декор выполнен по мотивам резного каменного убранства древнего Дмитровского собора во Владимире. На рельефах запечатлен причудливый животный мир (фантастические звери и птицы). Первоначально четырехэтажный дом отличался выразительным силуэтом и был увенчан двумя шатровыми башнями. Фасад украшен терракотовым барельефом, стилизованным в несколько гротесковой манере, выполнен художественной артелью "Мурава". В доме поселился автор декора С. Вашков, где и скончался в ноябре 1914 года. В 1945 году дом надстроен двумя верхними этажами, что привело к уничтожению ряда верхних барельефов, нарушило композиционное единство замысла.

16. В середине XVIII века здесь находилась большая часть обширной усадьбы выдающегося архитектора того времени Ивана Федоровича Мичурина. В восточной части владения находился пруд, стояли небольшие каменные палаты и деревянные хозяйственные постройки. После смерти Мичурина владение перешло к его сыну, который в 1770 году оставил за собой лишь часть владения, примыкавшую к Покровке, остальное продал отставному майору Н. И. Толмачеву. Проданная часть владения к началу XIX века увеличила территорию Пашковых. Пруд осушили, старые палаты снесли. Появился особняк с флигелем, который в 1843 году надстроен вторым этажом. Тогдашние владельцы - А. П. Мартень, а потом И. Н. Ярцов. В 1850-х годах появилась надстройка третьего этажа. В 1871 году по духовному завещанию владелец Е. В.  Молчанов, прикупивший еще два маленьких владения, передал имущество в дар церкви Троицы на Грязях. В 1908 году выстроен четырехэтажный дом, фасад которого декорировал художник С. В. Малютин по мотивам древнерусской миниатюры. Сохранился также корпус, выстроенный в конце XVIII века.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «По Москве исторической»