Бабочка барония — живое ископаемое

Игорь Поттосин, профессор (Университет Колима, Мексика), Павел Корзунович

Памяти Мануэля Балькасар-Лара (Manuel Artemio Balcazar-Lara, 1965—2021) — одного из лучших знатоков бабочек Мексики и Нового Света.
Первые насекомые появились на Земле более четырёхсот миллионов лет назад. Возраст первых бабочек, найденных в янтаре, более ста миллионов лет! Однако есть предположение, что бабочки появились гораздо раньше — порядка двухсот миллионов лет назад, причём сначала, задолго до динозавров, ночные. Расцвет дневных бабочек связан с возникновением цветковых растений, которые они опыляют. В это время у бабочек появляется хоботок. Произошло это примерно сто миллионов лет назад, в меловой период мезозойской эры.

Парусник барония (Baronia brevicornis), самец. Самка этого вида бабочки — на 1-й стр. обложки.
На карте Мексики малиновым цветом отмечен ареал обитания реликтового вида бабочек Baronia brevicornis.
Acacia cochliacantha из семейства Бобовыx (Fabaceae).
Вверху — имитаторы: оранжевая и меланическая формы баронии. Внизу модели: слева — бабочка монарх (Danaus plexippus), справа — парусник из рода Battus.

Как это ни удивительно, но живых представителей древних видов чешуекрылых можно встретить и по сей день. К ним относятся брамеи из Уссурийской тайги, аполлон Чарльтона из центральноазиатского высокогорья, зубатые моли и мексиканский парусник барония (Baronia brevicornis). О последнем и пойдёт речь.

Барония имеет общие черты с ископаемым таксоном Praepapilio, и не исключено, что их можно отнести к одному роду1. Вне сомнения, это самая древняя булавоусая (дневная) бабочка2, существовавшая, вероятно, ещё до мел-палеогенового вымирания (66 млн лет назад). Тогда вымерли практически все крупные и средние динозавры, в том числе все летающие ящеры и морские завропсиды. А барония живёт и здравствует поныне. Более того, эта своеобразная бабочка практически не эволюционировала с момента своего зарождения. Модельные оценки показали, что скорость диверсификации вида Baronia на 14,5 порядка, то есть почти в миллион миллиардов (!!) раз, более медленная по сравнению с прочими булавоусыми бабочками3.

Baronia считается самым примитивным сохранившимся видом группы Papilionidae и единственным сохранившимся представителем подсемейства Baroninae. Это мексиканский эндемик, встречающийся в центрально-западных штатах Мексики; небольшая изолированная популяция есть ещё на юге страны, в штате Чьяпас.

Центр основного ареала находится в мексиканском штате Мичоакан, известном также как место зимовки бабочек монархов. Соседство это не случайное. По существующей гипотезе, раскол суперконтинента Лавразии на три блока дал толчок к эволюции трёх существующих подсемейств парусников, по одному в каждом блоке: Papilioninae, или Хвостоносцев на востоке Cеверной Америки — Европы, Parnassiinae в Азии и Baroninae на западе Северной Америки4. Род Baronia назван в честь О. Т. Барона — коллектора насекомых, а также птиц и рептилий, собравшего в районе Сьерра-Мадре первые экземпляры неизвестной ранее бабочки. В 1893 году этот вид был описан О. Сальвином5.

Баронии одни из самых мелких парусников. Они не превышают в размахе крыльев нашу крапивницу. От прочих парусников отличаются короткими усиками (отсюда видовое название brevicornis), необычным жилкованием передних крыльев, скорее похожим на таковое у белянок, чем у парусников, и ярко выраженным полиморфизмом у самок. Различают две основные группы форм: оранжевую (или жёлтую) и меланическую, тёмную с рядом жёлтых пятен по заднему краю крыльев. Первая по виду напоминает бабочку монарха (Danaus plexippus), вторая парусника из рода Battus. И тот и другой прототипные виды токсичны. Это пример так называемой бейтсовской мимикрии, когда съедобная бабочка имитирует ядовитую, что, как считают некоторые авторы6, способствует защите бароний от нападения птиц и ящериц. Впрочем, возникает вопрос, не является ли это свойство сравнительно недавним приобретением, коль скоро ни Danaus, ни Battus не могут похвалиться столь древним происхождением, как Baronia. К слову, вариабельность окраски самцов баронии значительно уступает таковой у самок.

Современный ареал распространения Baronia разбит на множество точечных участков, привязанных к кормовому растению гусениц этой реликтовой бабочки — акации вида Acacia cochliacantha из семейства Бобовых, называемой в просторечии ложечником (cucharito, или cubata), из-за того, что часть её шипов разрастается вширь и по форме напоминает ложку. Растут эти деревья на высоте от 500 до 1500 м на бедных и сухих, с высоким содержанием мела или вулканических выбросов почвах, часто на границах пастбищ или пустырей.

Гусеницы бабочки баронии являются един-ственными представителями семейства, которые питаются на Бобовых. Они обладают весьма интересной стратегией выживания. Гусеница строит трубку из листьев кормового растения, оборачивая её шёлком для большей защиты от хищников, и, кроме того, при опасности выделяет из вилочковой железы (осметрии) едкую жидкость, содержащую терпены. Зрелая гусеница закапывается и окукливается под землёй у основания кормового дерева, наподобие куколок ночных бабочек, например бражников или совок.

Баронии вылупляются из куколок в июне, примерно через неделю после того, когда первые обильные ливни увлажняют и разрыхляют почву, способствуя выходу бабочек на поверхность. После вылета бабочки живут недолго, одну-две недели. Их крылышки быстро теряют пыльцу и обтрепливаются. Вся жизнь бароний проходит в радиусе в несколько десятков метров от места вылупления из куколки. Самцы бароний очень территориальны и активно преследуют любую средних или крупных размеров бабочку, пролетающую через их участок, что свойственно самцам нимфалид и толстоголовок, но никак не парусникам. За самками они гоняются прямо-таки увлечённо, часто цугом по 2—3 особи. Ухаживание и спаривание у бароний короткое, без особых церемоний. Самки откладывают одиночные яички, по несколько на каждом дереве, предпочитая молодые побеги с нераскрытыми листьями. Собственно, только этим они практически и занимаются, отдыхая между кладками. Из-за короткой жизни взрослой особи и сдвигов в начале сезона дождей цветение подходящих кустарников не всегда совпадает с вылетом бароний, и в такой год они вовсе не питаются.

Несмотря на то, что в отдельных местах одновременно могут вылетать сотни бароний, очень скоро их поток иссякает и бабочки гибнут. Поэтому на Земле насчитывается немного людей, которые наблюдали вылет бароний вживую. Нужно оказаться на нужном месте в нужное время. Ещё реже можно встретить в сети качественные снимки живых бароний. Отчасти по этой причине мы решили написать эту статью.

Мы с переменным успехом наблюдаем за барониями в мексиканском штате Колима с 2004 года. За это время на некоторых исходных участках из-за активного использования инсектицидов в данной зоне баронии почти полностью исчезли. Новые зоны наблюдения расположены в безлюдных местах, и есть надежда, что тамошняя популяция сохранится ещё какое-то время. Baronia brevicornis считается краснокнижным видом и наряду с другими 18 видами бабочек охраняется Вашингтонской конвенцией. Впрочем, пока информированность населения и властей Мексики об этой уникальной бабочке практически нулевая; в отличие от данаид-монархов, чьи зимовки объявлены заповедниками и охраняются государством, угроза исчезновения живого ископаемого баронии более чем реальна. И самое печальное, что исчезнет она незаметно, как будто и не было многих миллионов лет её успешной борьбы за выживание.

Авторы надеются привлечь внимание общественности к сохранению уникального вида Baronia brevicornis последующей серией статей на русском, английском и испанском языках.

Фото Игоря Поттосина.

1 Collins N. M., Morris M. G. Threatened Swallowtail Butterflies of the World. The IUCN Red Data Book. — IUCN, Gland and Cambridge, 1985.

2 Eid A., Wiard M. Les papillons du monde. Les Editions Hatier — Paris, January 1, 1996.

3 Heikkila M., Kaila L., Mutanen M., Pena C., Wahlberg N. 2012. Cretaceous origin and repeated tertiary diversification of the redefined butterflies. Proc. R. Soc. B 279, 1093—1099.

4 Collins N. M., Morris M. G. Threatened Swallowtail Butterflies of the World. The IUCN Red Data Book. — IUCN, Gland and Cambridge, 1985.

5 Осберт Сальвин (также Сэльвин, Osbert Salvin), знаменитый английский натуралист (1835—1898).

6 Eisner T. On Lampreys, Baronia, and the Search for Medicinals. Bioscience, 2003, 65, 265—269.

Другие статьи из рубрики «Не слишком известные сведения о животных»