Портал функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Страницы героической летописи

о 1/ На нашем снимке – физики, принимавшие участие в размагничивании кораблей в Севастополе. Справа – И. В. Курчатов, в центре – Ю. С. Лазуркин (ныне доктор физико-математических наук, заведующий сектором Института атомной энергии имени И. В. Курчатова,
Боец народного ополчения, профессор Ленинградского университета К. Ф. Огородников.
Член-корреспондент ЛИ СССР П. П. Кобеко, создавший новое изоляционное вещество – эскапон, которое имело большое оборонное значение, в лаборатории, у крутильного станка.
Группой ленинградских ученых по главе с академиком А. Ф. Иоффе был создан и построен на одном из московских заводов «партизанский котелок» – термоэлектрический генератор. «Партизанский котелок», так же как и другой аналогичный прибор – «чайник», развивал
Е. О. Патон (справа) на полигоне во время испытания танков, сваренных его методом.
В штабе советской авиационной науки – Центральном аэрогидродинамическом инсти- туте имени Н. Е. Жуковского. На снимке (слева направо): член-корреспондент Академии паук (ныне академик, президент АН СССР) М. В. Келдыш, авиаконструктор С. В. Ильюшин и заслуж
Академик В. И. Вернадский диктует свою последнюю работу.
Главный хирург Красной Армии Н.Н. Бурденко в одном из фронтовых госпиталей в первые месяцы Великой Отечественной войны.

Противоминная вахта физиков

9 августа 1941 года из Ленинграда в Севастополь вылетели научный руководитель одной из лабораторий физико-технического института профессор (ныне академик) Анатолий Петрович Александров и прославленный впоследствии ученый и организатор науки Игорь Васильевич Курчатов. В Севастополе они включились в работу по практической реализации разработанного в институте метода защиты кораблей от магнитных мин, которая велась группой ученых и представителей Военно-Морского Флота с начала июля.

Сущность метода состояла в размагничивании корабля, точнее, в компенсации вертикальной составляющей его собственного магнитного поля. Именно на действие этой составляющей и были рассчитаны взрыватели немецких магнитных мин. Компенсация магнитного поля осуществлялась с помощью расположенных по всему кораблю обмоток, по которым пропускался электрический ток. В дальнейшем для малых кораблей и подводных лодок был разработан более простой, безобмоточный способ размагничивания.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Статистика показала, что размагничивание кораблей резко снижает вероятность их поражения магнитными минами. Вскоре эти работы получили полное признание со стороны военных моряков. Ни один корабль не выпускался в море без «визы» ученых – без размагничивания и проверки остаточного магнитного поля.

В конце августа А. П. Александров уехал из Севастополя для того, чтобы организовать работы по размагничиванию кораблей на Северном флоте. Руководителем севастопольской группы остался И. В. Курчатов. В ноябре па плавбазе подводных лодок «Волга» группу перебросили из осажденного Севастополя в Поти. В 1942 году И. В. Курчатов выехал в Казань, где в это время был Ленинградский физико-технический институт, а в 1943 году возглавил коллектив ученых, начавших разработку советского ядерного оружия.


Случайная статья