Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Страницы героической летописи


Победители «Войны моторов»  

«Когда в воздухе запахло войной, резко усилилось соревнование между конструкторами всех государств. Все понимали, что надвигающаяся война станет войной моторов. В ней победит тот, чья техника окажется выше, у кого сильнее научно-техническая мысль». Так пишет в своей книге «Рассказы авиаконструктора» член-корреспондент Академии наук СССР Александр Сергеевич Яковлев. Первый период «войны моторов» был для советской авиации сложным. Перевооружение военно-воздушного флота новыми типами самолетов только начиналось, авиационные заводы эвакуировались на восток, а требования к боевым машинам, критерии их оценки быстро менялись, и, как следствие, возникали сложные научные, технические и технологические проблемы.

Вот один из примеров. Некоторые военные специалисты весьма холодно относились к разработанному перед войной бронированному штурмовику ИЛ-2. Эта машина едва не была забракована. Но в ходе боев выяснилось, что ИЛ-2, обладающий отличными летными качествами, вооруженный бомбами, крупнокалиберными пушками, а впоследствии и реактивными снарядами, незаменим в борьбе с наземными целями, особенно с танками. Немцы с ужасом относились к этой машине, пытались создать у себя ее аналоги, для чего организовали специальный «Инспекторат штурмовых самолетов». Однако деятельность «Инспектората» закончилась полным провалом. Созданный в середине войны штурмовик Хеншель Ш-129 имел примерно тот же вес и ту же мощность моторов, что и ИЛ-2, по значительно уступал ему в маневренности, скорости и мог нести в 2–5 раз меньшую бомбовую нагрузку.

Несмотря на все трудности, в период Отечественной войны на вооружение Советских Военно-Воздушных Сил непрерывно поступали такие обладающие высокими летными качествами самолеты, как МИГ-3, ИЛ-4, ЯК-1, ПЕ-2, ТУ-2, ЛАГГ-3, ЯК-3. Опираясь на достижения математики, физики, теплотехники, аэродинамики, советские авиаконструкторы в процессе войны непрерывно совершенствовали боевые машины, одно за другим выигрывая сражения в «войне моторов». Так, скорость истребителей С. А. Лавочкина за три года увеличилась с 585 до 690 километров в час, дальность полета истребителей А. С. Яковлева – с 800 до 1 800 километров. В рекордно короткий срок (за 40 дней) в конструкторском бюро В. Ф. Болховитинова был спроектирован и построен первый реактивный истребитель. 15 мая 1942 года этот самолет, пилотируемый Григорием Бахчиванджи, совершил свой первый полет. В 1944 году под руководством В. М. Мясищева был создан бомбардировщик ПЕ-2И, который по своей скорости (более 650 километров к час) не уступал немецким истребителям.

Одновременно с созданием боевых машин высокого класса резко расширилось их производство – к концу войны мы выпускали более 50 тысяч самолетов в год. Невидимые бои с фашизмом, которые велись в цехах заводов, конструкторских бюро и научных лабораториях, завершились полной победой советских авиастроителей – рабочих, техников, инженеров, ученых.

Читайте в любое время

Журнал добавлен в корзину.
Оформить заказ



Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie на вашем устройстве. Подробнее