Про пал

Кандидат технических наук Дмитрий Зыков. Фото автора и Игоря Константинова.

Весна вошла в полную силу. Солнце ярко светит по 15 часов в сутки. Расцветает всё, что только может цвести, идут в рост травы, вылетают и резвятся многочисленные букашки, птицы вьют гнёзда в камышах, кустах и просто на земле — словом, жизнь после долгой зимы возрождается, шумит и … горит. Горит среди бела дня, горит ночью. Огонь упрямо движется по полям, не разбирая дороги. И так каждую весну из года в год, из столетия в столетие.

Июнь 2011 года. Шатурский район Московской области, горит лес на торфянике. Чем дело закончилось, знает каждый: торф горел до глубокой осени, а некоторые очаги сохранились и до лета 2012 года. А началось всё с легкомысленного поджога травы на опушке.
Конец мая 2011 года. Волоколамский район. Это пламя удалось потушить автору снимка. Но кустарник на поляне не восстановился и в следующем году.
Нередко огонь по траве подбирается к сельским домам. На фото: горящая трава в районе Истринского водохранилища. Через несколько минут после этой съёмки загорелся дом, стоявший на краю посёлка. К счастью, его удалось вовремя погасить.
Горит, конечно, красиво. Но через несколько минут пламя подберётся к камышам, в которых гнездятся утки.

Начнём с того, что в девяноста девяти случаях из ста траву весной поджигают люди. И только одно возгорание можно объяснить естественными причинами, например концентрацией солнечных лучей в бутылочном осколке. Да и в этом виноваты всё равно люди: нечего разбрасывать бутылки по обочинам.

Возникает вопрос, откуда появилась такая странная тяга к весенним поджогам? Один из возможных ответов — из старинной технологии подготовки земли под пашню. Поле трудно пахать, если на нём осталась прошлогодняя трава. Убрать её с большой площади невозможно, куда проще подпалить. А заодно с ней сжечь и значительную часть семян сорняков.

Это что-то объясняет, но неужели традиция так живуча? Уже давно нет необходимости у крестьян поджигать старую траву перед вспашкой, да и в огнепоклонничестве замечены по большей части как раз городские жители.

Мы опросили несколько десятков людей, поджигавших траву в Можайском, Клинском, Солнечногорском и Волоколамском районах Московской области. На вопрос, зачем вы подожгли траву, получены всего три варианта ответа. Первый: «Не знаю» (!). В основном так отвечают дети, напуганные неожиданно возникшим перед ними дядькой, пристающим с дурацкими вопросами. Второй вариант: «Интересно». При этом, что именно интересно, как правило, не поясняется. И наконец, третий, самый распространённый ответ: «Полезно для удобрения почвы» или, как вариант, «Полезно для удобрения почвы и освобождения от сухой растительности». Отвечающие так люди совершенно твёрдо убеждены в своей правоте. В качестве подтверждения, как правило, предлагают посмотреть на участки после пала и сравнить их с территориями, до которых огонь не добрался. На прожжённых участках уже зеленеет травка, а на заваленных прошлогодней травой и листвой всё серо, как будто снег только что сошёл и до майского солнышка ещё далеко.

Внешне всё так. Но давайте рассмотрим внимательно, что происходит с растительностью и живностью во время весеннего пала.

Другие статьи из рубрики «Человек и природа»

Детальное описание иллюстрации

Нередко огонь по траве подбирается к сельским домам. На фото: горящая трава в районе Истринского водохранилища. Через несколько минут после этой съёмки загорелся дом, стоявший на краю посёлка. К счастью, его удалось вовремя погасить. Но так бывает, увы, не всегда. Соседний посёлок, к которому нет хорошей дороги, выгорел наполовину. Пожарные просто не успели приехать, да и вызвали их случайные свидетели возгорания, когда пламя уже бушевало вовсю.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее