Строитель Великого сфинкса

Роман Орехов (Центр египтологических исследований РАН).

Великий сфинкс на плато Гиза в Египте по своей популярности чуть ли не превосходит великие пирамиды. Интерес к этой таинственной фигуре неожиданно возник после откровений американца Эдгара Кейси (1877—1945), завоевавшего в первой половине ХХ века славу ясновидца. Во время одного из своих гипнотических «трансов» Кейси сообщил, что под лапами сфинкса находится «Зал летописей» времён атлантов, где хранятся их исчезнувшие знания. В Египет сразу устремились толпы паломников с единственной целью — приобщиться к сакральным знаниям легендарной Атлантиды. Любопытно, что среди этой пёстрой толпы оказались и будущие учёные (об одном из них — Марке Ленере — речь пойдёт ниже). Одна из самых интригующих загадок этой величественной скульптуры — кто был её строителем? К началу третьего тысячелетия по этому поводу сформировались три гипотезы, представляющие американское, немецкое и французское направления в египтологии. Согласно гипотезам, возможные строители сфинкса — цари Хуфу, Джедефра или Хафра.

На гравюрах и литографиях XIX века хорошо видно, что сфинкс большую часть времени был под песком.
Фото Виталия Пирожкова.
План долинного храма Хафра и расположенный рядом с ним «храм сфинкса» (красным цветом выделена его центральная ось). Из книги Mark Lehner. The complete pyramides. London. 1997.
Так мог выглядеть заупокойный комплекс Хуфу по окончании строительства. Реконструкция выполнена архитекторами компании «Дассо-Системс».
Сфинкс царицы Хетепхерес II. Найден в ходе раскопок Эмиля Шассино в начале XX века в Абу-Роаше (Париж, Лувр).
Котлован пирамиды Джедефра в Абу-Роаше. Вид с юга на север. Фото Марии Лаврентьевой.
Грандиозный котлован в Завиет-эль-Ариане. Фото из архива А. Барсанти (Capart J. Memphis ? l’ombre des pyramides. Brussels. 1930. P. 437, fig. 19).
Вид на остатки храма сфинкса, самого сфинкса и пирамиду Хафра. Фото Дмитрия Карелина.
Скульптурная триада фараона Менкаура из его долинного храма — мерет. Слева от царя — богиня Хатхор, справа — персонификация Кинопольского нома. Фото Виктора Занозина.

Первые загадки

Хуфу (2589—2566 гг. до н. э.) — первый царь, построивший свою пирамиду в некрополе Гизы, где и находится сфинкс. Пирамидный комплекс того времени также включал в себя припирамидные храмы, соединённые между собой дорогой восхождения. Заупокойный храм почти вплотную примыкал к восточной грани пирамиды, а рядом с каналом, в нижней части, располагался храм долины. С востока и запада практически вплотную к пирамиде устроены кладбища членов царской семьи и знати, а в непосредственной близости от заупокойного храма были сооружены малые пирамиды для царских жён Мерититес и Хенутсен, а также для матери Хетепхерес I. Рядом с оградой, опоясывающей пирамиду, располагались многочисленные доки для погребальных ладей.

Фигура сфинкса возвышается в самой нижней части ступенчатых террас, образовавшихся по мере выработки камня во время строительства некрополя Хуфу. Рабочие фараона постепенно изымали камень, пока не дошли до третьего, нижнего, уровня, где в древности находилась небольшая скала, из которой и высечена голова сфинкса. Перед скульптурой лежат развалины храма, сложенного из известняка самой нижней, четвёртой, террасы. Большинство исследователей убеждены в том, что храм имеет непосредственное отношение к культу сфинкса, благодаря чему он и получил своё название — «храм сфинкса».

Немецкий египтолог Райнер Штадельман полагает, что сфинкс мог почитаться в этом храме как солнечное божество Хор Горизонта, а сам лик скульптуры копирует внешность своего строителя — царя Хуфу. Однако возникает вопрос, зачем Хуфу понадобилось строить сфинкса в стороне от своего погребального комплекса, рядом с карьером, а главное, почему к «храму сфинкса» вплотную примыкает долинный храм сына Хуфу — Хафра?

Против теории Штадельмана возражает американский археолог Марк Ленер, развиваюший классические идеи исследователей некрополя — немца Уве Хельшера и швейцарца Герберта Рике. По мысли Марка Ленера, сфинкс был частью заупокойного комплекса Хафра. В пользу своей гипотезы археолог привёл убедительные доводы. В частности, он доказал, что «храм сфинкса» строился позже долинного храма Хафра и составлял с ним культовое единство. Помимо этого центральная ось храма сфинкса, пролегающая с востока на запад, проходит по касательной мимо плеча гигантской фигуры и далее через точку у подножия пирамиды Хафра, где солнце заходит за горизонт в дни весеннего и осеннего равноденствия. Когда солнце садилось, силуэты сфинкса и пирамиды сливались.

Но здесь М. Ленеру можно возразить: у нас нет абсолютно никаких свидетельств, что египтяне в своих расчётах использовали указанные точки небесной сферы. Куда большее значение они могли придавать дате летнего солнцестояния, так как этот день был максимально приближен к началу сезона половодья — наиболее значимого события в Древнем Египте.

Главное же возражение против теории М. Ленера прозвучало из уст французского исследователя болгарского происхождения Васила (Васко) Добрева, члена Французского института восточной археологии в Каире. Если «храм сфинкса» имел важное значение для ориентации пирамиды и самой фигуры сфинкса, почему дорога восхождения, соединяющая заупокойный храм Хафра и храм долины, обходит скульптуру с южной стороны, как бы пристраиваясь к ней сбоку? Выходит, что сфинкс уже находился на плато, когда Хафра приступил к возведению собственной пирамиды. Во многих положениях своей теории Васил Добрев следовал за Р. Штадельманом, но в отличие от последнего считал создателем сфинкса старшего сына Хуфу — Джедефра (2566—2558 гг. до н. э.).

Джедефра: между двух пирамид

Васил Добрев обратил внимание, что именно от эпохи царствования Джедефра сохранилось первое изображение царя в виде льва с человеческой головой. Практически без повреждений дошёл до нашего времени и сфинкс царственной супруги Джедефра Хетепхерес II. Сооружая фигуру Великого сфинкса на плато Гиза, Джедефра таким образом мог укреплять заупокойный культ отца и свой авторитет в глазах подданных. Эти доводы В. Добрева представляются довольно убедительными. Французский египтолог не смог объяснить, пожалуй, только одно, а именно, зачем Джедефра понадобилось возвращаться в Гизу.

Другие статьи из рубрики «Наука. Поиск истины»

Детальное описание иллюстрации

На гравюрах и литографиях XIX века хорошо видно, что сфинкс большую часть времени был под песком. В древности на этом месте находился кусок скалы. Вероятно, именно поэтому царскому архитектору пришла в голову замечательная мысль соорудить здесь гигантскую скульптуру. (Источник: Description de l’Egypte. Publiée par les orders de Napoléon Bonaparte. Paris. 1809. Vol. V, pl. 11—12.)
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее