Самолёт, а не летает

Инна Гамазкова. Рисунoк Натальи Буш.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Зачем нужен самолёт? Да чтобы по небу летать. Вот удивились бы наши предки, услышав такое! Самолётом-то землю пашут! — утверждали бы они.

И правда. Во времена, когда пахали сохой, мастеровитые люди придумали, как её усовершенствовать, чтобы лошадь и пахарь не надрывались. У сохи появилась родня — косуля, которая отваливала пласт наискось, в одну сторону. Косули были разные: вятские — такие, вологодские — эдакие. А башковитые ярославцы смастерили особо лёгкую, которая сама так по полю и летит! Потому и назвали её косуля-самолёт.

В середине XVIII века на вопрос, для чего нужен самолёт, знающие люди нам бы ответили: чтобы ткать! Почему? Да потому, что англий-ский изобретатель Джон Кей в 1733 году усовершенствовал ткацкий стан: теперь челноком управлял особый механизм и вместо двух человек полотно мог изготавливать один. Когда новый челнок появился в России и мастерá увидели, как он сам собой словно летает туда-сюда, им на ум пришло слово самолёт.

А вскоре появился ещё один самолёт: паром (судно, которое перевозит людей и грузы с берега на берег). Чтобы паром двигался, его тащат тросом, который накручивается на барабан. Но и тут поработали умные головы. Изобретатели сделали дно у парома скошенным. Волны били в откос, толкая паром против течения. Теперь он двигался сам и тоже получил прозвище самолёт.

Слово так понравилось волжским купцам, что когда они организовали пароходную компанию, чтобы возить по Волге пассажиров, почту и разные грузы, то назвали её «Пароходное общество “Самолёт”». Говорят, самолётские пароходы приходили всегда точно по расписанию, хоть часы по ним проверяй!

За десять лет до создания компании «Самолёт», в 1843 году, из Петербурга в Павловск выехал самый первый в России поезд. Двигала его паровая машина, а то, что ходит с помощью пара, должно быть названо… Правильно — пароход! Да, было такое время, когда самолёты плавали, а пароходы по рельсам катились.

Но вот наступил ХХ век. Взлетели первые аэропланы, и тут изобретателям опять пришло на ум хорошее русское слово — самолёт. Тем более что теперь-то он и правда летал по небу!

Другие статьи из рубрики «Беседы о языке»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее