Ускользающий мир

Новости федерального проекта

«Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма»

О лосиных рогах

Зачем сохатому рога? Разбираемся вместе с Надеждой Панковой, старшим научным сотрудником Окского заповедника.

Осень – время гона у лосей. Фотоловушки регистрируют проходы лосей разной степени рогатости – от рожек-шилец до широких рогов с «лопатой» и множеством отростков. И это повод поговорить о рогах.

Что такое, собственно, рога представителей семейства Оленьих? Недавно учёные выяснили, что рога – это, по сути, такие опухоли, которые растут под строгим контролем специальных генов. Кстати, благодаря этим генам, рак у оленьих бывает значительно реже, чем у других животных.

Растут рога из кутиса (дермы) – внутренней волокнистой части кожи. Расти они начинают весной на костных выростах лобных костей. Растущие рога очень чувствительны, потому что пронизаны кровеносными сосудами и нервами, но к концу лета они окостеневают. Кожа подсыхает и лопается, сползает, а на поверхности твердых уже рогов остаются бороздки – следы кровеносных сосудов.

Каждый год представители семейства Оленьи, к коим относится и лось, проделывают эту большую работу по отращиванию рогов, в редких случаях, достигающих 30 кг веса (это как таскать на голове целого взрослого бобра). Рога состоят преимущественно из фосфата кальция и коллагена.

Считается, что по рогам можно определить возраст лося. Но это только отчасти так. В первый год жизни у лосей-самцов на голове появляются бугорки, на второй год из бугорков вырастают острые рожки без отростков, поэтому таких молодых лосей называют «шильники». На третий год растут рога-вилки с двумя отростками и так далее. Но примерно с 6-го года жизни простая система прибавления отростков может нарушаться. На размере рогов и количестве отростков может сказываться состояние здоровья лося и качество питания. У старых лосей рога становятся меньше и с меньшим количеством отростков, чем у лосей в расцвете лет.

Зачем лосю рога? Чтобы демонстрировать свою лосиную самцовую стать. Чем больше рога – тем взрослее и здоровее лось, тем качественнее его гены. Это информация для самок, а также для других самцов в период гона, к которому и готовятся самцы, все лето отращивая рога.

Итак, рога нужны для того, чтобы понравиться самкам и отогнать конкурентов. Но, оказывается, и это еще не всё. Ученые выяснили, что большие хорошие рога улучшают слух лося на целых 19 %, собирая звук в сторону ушей. Во время гона это важно, ведь надо услышать зов самки, и желательно до того, как это сделает соперник. Так что такой довесок к огромным и подвижным лосиным ушам – весьма полезен.

С наступлением зимы лоси сбрасывают рога. И это не удивительно, ведь зимой и так нелегко, а тут еще на голове тяжести таскать. Только «шильники» таскают свои шильца дольше чем взрослые лоси, иногда до самой весны.

Источник: Окский заповедник.