Ускользающий мир

Новости федерального проекта

«Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма»

Зимние тайны заповедных лесов

В Саяно-Шушенском заповеднике с приходом зимы, когда летнее и осеннее буйство цветов и красок сменяется однотонной белоснежной картиной, а вместо гомона насекомых на все лады, бурлящих потоков горных рек, шелеста листвы и звонкого пения птиц наступает тишина, кажется, что природа уснула...

Зимой некоторые животные впадают в спячку, чтобы пережить суровые сибирские морозы. Наиболее известный зверь, который уходит в зимний сон – это бурый медведь. Об этом интересном факте из жизни косолапых сложено множество сказок, поэтому многие с детства знают о зимовке медведей. В Саяно-Шушенском заповеднике готовиться медведи к залеганию в берлогу начинают в конце лета – начале осени, когда созревают ягоды, а затем и кедровые орехи. Медведи кормятся, набирая необходимое количество питательных веществ для зимовки. Сроки залегания медведей в берлогу в заповеднике разнятся по годам и зависят от сроков созревания ягод и кедровых орехов, а также от их урожайности. Так, самый ранний зафиксированный срок залегания медведя в спячку – 5 октября, а самый поздний – 3 декабря.

Переносят морозные дни, впадая в спячку и земноводные, пресмыкающиеся, из млекопитающих, помимо медведей – бурундуки, суслики, барсуки. Насекомые по-разному приспосабливаются к тому, чтобы пережить суровое время года, какие-то виды зимуют в стадии куколок, другие – в стадии яйца или личинки, а взрослые насекомые, как правило, либо погибают, либо, укрываются под опавшими листьями, под корой деревьев или камнями, под землей и до весны находятся там в состоянии зимней спячки.

Тем не менее, многие животные зимой продолжают бодрствовать, приспосабливаясь к зимним переменам и жизнь в заповеднике бьет ключом и в холодное время года. Так, птицы, зимующие на территории заповедника, совершают кочевки в поисках пищи. Многие мелкие животные из числа  насекомоядных и грызунов, за исключением беличьих, устраивают целые системы тоннелей под глубокими сугробами и почти не появляются на поверхности. Под снегом для них хватает корма и это уберегает их от опасных хищников на поверхности. Мелкие хищники, к примеру, представители куньих, также по возможности большую часть зимы проводят под снегом, где значительно теплее. Таким образом, жизнь этих животных зимой скрыта от наших глаз.

Копытные также вынуждены изменить свои «летние привычки». Большинство этих животных в теплое время года предпочитают травянистые корма и кустарнички, а поздней осенью и зимой питаются побегами деревьев и кустарников, корой, крупностебельными травами. Эти животные приспособлены к добыванию пищи из-под снега: они разрывают большие участки, чтобы добраться до ветоши и вечнозеленых растений. Тем не менее, высота снежного покрова является для них лимитирующим фактором.

Происходят изменения и в заповедной флоре. Листопадные деревья и кустарники, готовясь к зиме, сбрасывают листву, тем самым уменьшая поверхность своей надземной части и сокращая опасность зимнего испарения. Это одно из важнейших приспособлений, которое помогает пережить суровые морозы. Вечнозеленые деревья, такие как ель и сосна не сбрасывают свои хвоинки, они покрыты плотной блестящей кожицей, которая, как зеркало, отражает солнечный свет и уменьшает испарение. Таким растениям не грозит высыхание в холодное время года. Кроме того, пережить зимний период растениям помогает «теплое одеяло» из снега.

Всё циклично. На смену белоснежной зиме придёт весна с яркими первоцветами, зеленеющими молодыми листочками и чарующими трелями птиц. Неизменно остается одно – природа прекрасна в любое время года!

Фото: А. Теплых, А. Золотых, С. Волков, фоторегистраторы