Ускользающий мир

Новости федерального проекта

«Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма»

Самый крупный зверь полуострова Абрау

До создания заповедника «Утриш» кавказский благородный олень считался практически исчезнувшим с полуострова, но благодаря природоохранным мерам популяция редкого животного смогла восстановиться за 10 лет.

Первые олени на планете появились на территории современной Азии 33 миллиона лет назад, на территории современного Кавказа значительно позже, 400-600 тыс. лет назад. Кавказский благородный олень (лат. Cervus elaphus maral) — это эндемичный подвид благородного оленя, обитающий на полуострове Абрау, в том числе в заповеднике «Утриш».

Снимок кавказского благородного оленя полученный с фотоловушки, установленной в заповеднике «Утриш».

Олени получили свое название по окрасу шерсти (старославянское слово «елень», означает «бурый, желтый»). Они питаются разнообразной растительной пищей: ветками, почками, побегами деревьев и кустарников, травами, различными плодами (желудями, орехами, фруктами), иногда поедают лишайники, ягоды и грибы. Зимой кормятся опавшей листвой, ветошью засохших злаков, хвоей можжевельника и сосны, обдирают кору на молодых деревьях, объедают верхушки кустарников и древесного подроста, лакомятся клубнями, луковицами и корневищами. Для улучшения пищеварения скусывают ягоды и листья плюща колхидского и омелы белой.

Оленям для развития, роста костей и рогов, обмена веществ и  жизнедеятельности организма необходимы минеральные соли. Дефицит минеральных солей они восполняют, посещая естественные сухие, грязевые, минерализованные водные и искусственные солонцы — специальные сооружения для подкормки животных солью. Солонцы посещают не только олени, но и другие животные: зайцы, косули, шакалы. В заповеднике возле солонцов установлены фотоловушки, поэтому есть возможность получить уникальные кадры из жизни лесных обитателей.

Олень очень боязлив и крайне осторожен. Он считается одним из наиболее находчивых диких животных. Природа наградила его прекрасно развитыми органами чувств. Особенно хорошо развиты слух и обоняние, зрение несколько хуже. Тонкое обоняние позволяет оленю распознавать еле уловимые запахи, ориентироваться в пространстве, найти пищу, определить опасность и врагов. Олень способен обнаружить хищника или человека на расстоянии 500 м и своевременно уйти от опасности. Обладая покровительственной окраской, олень сливается с фоном оголённых деревьев и кустарников, сухой, пожелтевшей травы, и если он стоит неподвижно, да ещё силуэт его застилают ветви деревьев, обнаружить животное очень трудно. Даже замеченного зверя легко потерять из вида, если он приостановится и затаится.

Оленя трудно увидеть в живой природе. Разве что во время гона – периода размножения, который наступает в сентябре. В брачный период самцы ищут самок для продолжения рода, а самки выбирают достойных, физически сильных самцов.

Ежегодно в рамках экологического мониторинга в государственном природном заповеднике «Утриш» проводятся учёты численности этих величественных животных, формируются сведения о её динамике, распространении и размещении их в среде обитания. По результатам таких наблюдений в течение 10 лет (с момента создания заповедника) отмечается, что территориальная группировка кавказского благородного оленя, находясь на крайнем западном пределе ареала подвида, вышла из состояния депрессии, достигла эффективного минимального размера жизнеспособной популяции, её численность соответствует оптимальному показателю и средней степени благополучия. До создания заповедника вид считался практически исчезнувшим на полуострове Абрау.

Ежегодно во время полового сезона традиционно в государственном природном заповеднике «Утриш» проводится учёт оленя на реву. По голосам ревущих самцов определяется их численность. В 2020 г. рёв проходил со средней интенсивностью. Самцы покинули традиционные места рёва, пройденные пожаром 24 августа 2020 года.

Авторы: сотрудники государственного природного заповедника «Утриш» Ольга Быхалова, Алла Письменная, Татьяна Артеменко.

Источник: «Наука и жизнь» (nkj.ru)