Будет ли среди нас гулять Эйнштейн?

В наш век расцвета информационных технологий жизнь насыщена «умными» вещами. С помощью смартфона можно не только связаться с человеком на другом континенте или проложить маршрут, но и получить почти любую информацию. Так почему же в этом изобилии знаний, когда, сделав несколько движений, мы можем узнать то, ради чего наши родители проводили часы в библиотеке, исчезает интерес к науке? Как вернуть и поддержать этот интерес у школьников?

Выступает Владимир Сурдин, автор и редактор научно-популярных книг по астрономии и астрофизике. Фото: Анастасия Горшунова / Chrdk.

Этот вопрос стал предметом дискуссии «Как вырастить «Эйнштейна»? Школьная наука», состоявшейся в конце апреля на Московском международном салоне образования ММСО-2018. Организаторами дискуссии выступили научно-популярный проект «Чердак» и Министерство образования и науки Российской Федерации.

Что делать с дефицитом внимания? Сейчас каждый из нас действительно имеет в кармане целую вселенную: стоит лишь войти в интернет и любая интересующая вас информация появится буквально на ладони. Это стало настоящей проблемой для педагогов. Никто не спорит, что некоторые темы трудно преподнести так, чтобы заинтересовать школьников. Кому захочется слушать про функции теменной коры мозга, если в интернете можно посмотреть новый обзор на только что вышедший гаджет?

Участник дискуссии Илья Колмановский, ведущий подкаста «Карманный ученый», журналист, редактор, экскурсовод, школьный учитель, популяризатор науки во всех ее проявлениях, дает конкретный ответ, основанный на собственном опыте. Ключ к вниманию школьников в наглядности. Отложите сухие данные из учебника и покажите, как та же самая теменная кора проявляет себя в повседневной жизни, проведите наглядный эксперимент, позвольте ученикам посмотреть, как на практике работает то, о чем они прочитали или услышали на уроке. Нужно не заучить материал по теме, а понять его, усвоить. Такое чувственное знание можно получить только посредством эксперимента.

Казалось бы, доступность информации в глобальной сети должна увеличить интерес к науке. Однако, как утверждает другой участник дискуссии Владимир Сурдин, председатель секции «Пропаганда и популяризация астрономии» Научного совета по астрономии РАН, настоящая наука не в интернете, она в научных университетах, обсерваториях, лабораториях, куда школьника, скорее всего, не пустят из соображений безопасности. 

На своем опыте Владимир Сурдин испытал, каково это – быть причастным к настоящей «небумажной» науке, когда ты еще совсем юный, но уже интересующийся наукой человек. В школьные годы его допускали к телескопу, давая возможность самому изучать небесные тела. Если же сегодня школьник захочет получить в свое распоряжение такое дорогое оборудование, находящееся на высоте пятнадцати метров, он непременно получит вполне оправданный отказ. По мнению Сурдина для того, чтобы школьники пошли в науку, им нужно проложить  туда дорогу. Сейчас она закрыта. Можно увидеть научное оборудование на экскурсиях, но потрогать, проверить, испробовать его позволят вряд ли.

Облегчить школьный тернистый путь через множество дисциплин поможет понимание, что все предметы связаны между собой. На практике не существует чистой физики, чистой биологии, они всегда взаимосвязаны с другими науками.  Понять это помогают научно-популярные журналы, отмечает журналист Григорий Тарасевич, главный редактор журнала «Кот Шрёдингера». Он привел в пример спиннер – популярную игрушку, на которую можно посмотреть с точки зрения разных школьных дисциплин. 

Простого ответа на вопрос «Как вырастить «Эйнштейна»?», увы, нет. Однако образование школьников – это дело рук не только преподавателей, но и детей. Как гласит китайская пословица: «Учителя только открывают двери, дальше вы идете сами».

Автор: Нелли Сергеева, стажер


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее