От нейтринного телескопа до приборов ночного видения

Новосибирская компания «Катод» открыла новый корпус со сверхчистыми помещениями, где разрабатывают и изготавливают по отечественным технологиям новейшее оборудование - электронно-оптические преобразователи последних поколений для приборов ночного видения, фотоэлектронные умножители и высокоэффективные фотокатоды.

Открытие нового корпуса с «чистыми комнатами» площадью две тысячи квадратных метров – ожидаемый и важный шаг для сибирских ученых и инженеров, которые за полвека превратили опытно-конструкторское бюро по электронной технике в одну из крупнейших компаний по разработке и производству высокотехнологического оборудования на собственной научно-технической базе.

Работа в чистых комнатах.

Сегодня в его помещениях, где согласно классам чистоты ISO5-7 допускается несколько крошечных пылинок на литр воздуха, производят прецизионные электронно-оптические преобразователи (ЭОП) по замкнутому циклу - от проверки комплектующих до испытаний готовых изделий. «В некоторых помещениях воздух очищается до восьмидесяти раз в час. Внутри наших изделий создаются мощные электрические поля с напряженностью, превышающей киловольт на миллиметр, и пылинки могут давать ложные сигналы в виде ярких точек на изображении», - рассказывает Сергей Кесаев, исполнительный директор «Катода».

Преобразователи работают следующим образом: сначала световой поток выбивает на фотокатоде фотоэлектроны, которые ускоряются в вакуумной трубке электрическим полем и умножаются в каналах микроканальной пластины, затем они попадают на люминесцентный экран, заставляя его светиться в видимой области спектра.

Многолетние научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки компании в этой области увенчались успехом, и сегодня она входит в тройку лидеров в мире, которые производят ЭОП 2+ и 3-го поколений (доля на мировом рынке в 2015 году – 12%). На основе нанотехнологий, используя микроканальные пластины и фотокатоды из арсенида галлия, они создали преобразователи изображений с высокими показателями – чувствительностью, разрешением, коэффициентом преобразования и низким уровнем шумов.

Приборы ночного видения, оснащенные такими ЭОП - усиливают видимый свет и преобразуют невидимое для человеческого глаза  излучение ближнего инфракрасного диапазона в видимое излучение. Это означает, что в условиях низкой освещенности или в темноте с помощью инфракрасной подсветки можно видеть, что происходит вокруг. Такие приборы применяют в навигации всех видов транспорта, в медицине, в спелеологии, для ночных съемок и широкого круга охранных и военных операций.

Фотоэлектронные умножители (ФЭУ), разработанные в компании, в отличие от ЭОП, усиливают не изображение, а сигналы, поэтому их используют в качестве детекторов слабых излучений. Родоначальником современных высокоэффективных ФЭУ был созданный в 90-е годы в компании прибор «Квазар», на основе которого создан глубоководный нейтринный телескоп на озере Байкал. Высокие чувствительность и напряжение внутри колбы позволили «Квазару» регистрировать вспышки света, которые сопровождают редкие столкновения нейтрино с ядрами атомов кислорода или водорода в воде.

Современные ФЭУ используют в ядерной физике для изучения плазмы при исследовании термоядерного синтеза, в астрономии для точного позиционирования телескопов, в космической промышленности для посадки спускаемых аппаратов, а также в качестве высокочувствительных датчиков для оборонной промышленности.
Запуск нового корпуса позволит приступить к разработке и производству ЭОП следующих поколений, пообещал генеральный директор «Катода» Владимир Локтионов.