Древнеримская мебель из пустоты

Как археологи Помпей восстановили интерьеры дома, погибшего во время извержения Везувия две тысячи лет назад.

Гипсовые отливки кровати, сундука и столика из Дома с ларарием / Parco archeologico di Pompei.

После долгого, многолетнего перерыва в 2017 году в Помпеях возобновились раскопки. Правда, с некоторыми изменениями: решено было доисследовать так называемый «клин» в V районе. Кварталы к востоку от Стабианской улицы были раскопаны преимущественно методом тоннелей ещё в конце XIX — начале XX века; раскопщики извлекли из засыпанных вулканом домов ценные предметы быта и сняли со стен хорошо сохранившиеся, все ещё яркие на тот момент фрески.

На этот участок также свозили грунт с раскопок в других районах древнего города. В результате в V районе посреди нескольких расчищенных кварталов образовалось треугольное засыпанное грунтом пространство, которое скрывало не только дома, но и целую улицу.

01.jpg
Вид на участок «клина» с воздуха / Parco archeologico di Pompei.

Кроме этого туристического «неудобства», решения требовала проблема давления на древние стены грунта после дождей — из-за этого нередко происходили обвалы на малопосещаемых улицах Помпей. Поэтому к «клину» была добавлена территория вдоль переулка Серебряной Свадьбы и предполагаемого под грунтом перекрёстка. На нём позднее были открыты избирательные надписи и замечательный украшенный росписями термополий.

02.jpg
Термополий в V районе / Parco archeologico di Pompei.

В 2018 году в одном из домов, на тот момент не получивших названия, археологи нашли ларарий — расписанную по определённым правилам стену с небольшой нишей. У древних римлян эта ниша выполняла роль домашнего святилища — там стояли статуэтки богов, ларов, пенатов, которые защищали дом и семью от всего плохого в этом мире. Роспись стены вокруг ниши была выполнена на хорошем уровне мастерства и, видимо, стоила недёшево владельцу домохозяйства.

03-1.jpg
Ларарий на стене садика внутри домовладения в V районе / Parco archeologico di Pompei.

Раскопки V района продолжались, и теперь археологи древнего города представили другие открытия в Доме с ларарием. Вокруг сада с домашним святилищем было открыто 4 помещения, причём два из них — на втором этаже.

Несмотря на прекрасную роспись ларария и некоторое количество дорогих вещей в доме, директор Археологического парка Помпей Габриэль Цухтригель (Gabriel Zuchtriegel) считает, что обитатели владения обладали не слишком высоким достатком. На это указывает простая мебель и отсутствие декоративного убранства комнат.

Но откуда же археологи узнали, какая мебель была в Древнем Риме, и какая именно стояла в комнатах Дома с ларарием две тысячи лет назад? Во-первых, большое количество изображений мебели есть на фресках и надгробиях. Это позволило за столетия изучения древнеримского искусства собрать огромный «каталог» того, что стояло в домах у римлян.

04.jpg
Стены с росписью из Виллы Мистерий в Помпеях с изображениями разной мебели / Parco archeologico di Pompei.

Во-вторых, в соседнем с Помпеями городе Геркулануме, в силу особенностей течения извержения погибшем от пирокластического потока и не засыпанном сперва по крыши пеплом и лапилли, сохранилась деревянная мебель. Из-за экстремально высокой температуры газовой пирокластической волны все органические материалы мгновенно обуглились, а последующая «консервация» продуктами вулканического извержения защитила многие бытовые предметы древних римлян от тления.

05.jpg
Обугленный, частично реконструированный шкаф из Геркуланума / Parco archeologico di Ercolano.

Но у итальянских археологов, работающих в зоне Везувия, в арсенале оказался ещё один приём восстановления формы исчезнувшего предмета или даже человеческого тела. Это так называемые гипсовые отливки или, если речь идёт о людях, фигуры.

06.jpg
Гипсовые фигуры тел погибших помпейцев, размещённые в специальном павильоне в Помпеях / Parco archeologico di Pompei.

Во время раскопок в XIX веке было замечено, что в окаменевшем пепле иногда попадаются полости. При директоре Помпей Джузеппе Фиорелли (Giuseppe Fiorelli) в эти полости стали заливать гипсовый раствор, чтобы получить объёмную отливку того, что когда-то там было. «Ассортимент» истлевших предметов оказался довольно широк: от деревянных дверей до погибших животных и людей.

Многие помпейцы, покидая город в 79 году из-за извержения вулкана, заперли двери своих лавок деревянными дверями, а окна — ставнями. Некоторые из них удалось восстановить в гипсе.

07.jpg
Гипсовая отливка собаки, погибшей на цепи в Помпеях / Parco archeologico di Pompei.

Знаменитой отливкой стала фигура цепного пса, погибшего в странной позе, а совсем недавно при раскопках виллы недалеко от древних Помпей удалось впервые получить отливку скаковой лошади. При этом стало известно, что в конюшне погибло три лошади, однако грабительские раскопки повредили полости, и сделать ещё две фигуры так и не получилось.

08.jpg
Гипсовая фигура скаковой лошади с раскопок древнеримской сельскохозяйственной виллы под Помпеями / Parco archeologico di Pompei.

Этот метод работал и для исчезнувшей мебели, от которой часто сохранялась лишь бронзовая фурнитура. И вот как раз в Доме с ларарием во время расчистки комнат первого этажа были обнаружены подходящие для восстановления объёмов пустоты в окаменевшем пепле.

Во время извержения вулкана вещи, наполнявшие комнаты второго этажа, при обрушении перекрытий под тяжестью вулканического пепла оказались на первом, где археологи их и обнаружили. Таким образом сперва пришлось изучить содержимое комнат второго этажа, а уж затем раскопать первый.

Среди представленных СМИ находок со второго этажа особо можно отметить связку вощеных табличек, которые предназначались для письма. Сами деревянные дощечки истлели, однако пустота от полиптиха (так называются несколько скреплённых друг с другом табличек) позволила сделать слепок и восстановить их количество в связке и способ крепления: семь табличек были связаны между собой по двум сторонам небольшим шнуром.

09.jpg
Гипсовая отливка связки табличек / Parco archeologico di Pompei.

Вокруг полиптиха оказались разбросанными другие бытовые предметы из бронзы и керамики, что позволило археологам сделать вывод о падении с верхнего этажа полки, на которой они все стояли. Неподалёку «приземлился» целый шкаф, от которого ничего не сохранилось, кроме его богатого содержимого: набора бронзовых сосудов, кухонной и столовой посуды из стекла и керамики, в том числе terra sigillata — сосудов из неглазурованной глины. Из бронзового сервиза выделяются своим декором таз и два кувшина. Замечательно сохранилась расписная курильница в виде колыбели.

10.jpg
Керамическая курильница / Parco archeologico di Pompei.

В пространствах комнат первого этажа археологам Помпей удалось сделать гипсовые отливки предметов мебели. Одна из комнат, похоже, была спальней. От стоявшей в ней кровати сохранились лишь фрагменты каркаса, но гипс смог представить её в полной мере: на каркас была натянута веревочная сетка, на которую набросили одеяло и положили подушку. Ни украшений, ни матраса — кровать оказалась слишком простой для дома с таким роскошным ларарием и напомнила места для сна в недавно открытой «комнате рабов» на древнеримской вилле в Чивите Джулиане.

11-2.jpg
Комната в Доме с ларарием, возможно, спальня / Parco archeologico di Pompei.

Рядом с кроватью стоял большой сундук. В момент обрушения верхнего этажа он был открыт и в таком виде остался на два тысячелетия. Внутри него сохранились блюдце terra sigillata и двухрожковый глиняный светильник с рельефом, изображающим превращение Зевса в орла.

12.jpg
Блюдце и светильник внутри гипсовой отливки сундука / Parco archeologico di Pompei.

Около сундука располагался картибул — трёхногий круглый столик. На нём хозяева держали две стеклянных круглых ёмкости, стеклянную тарелку и блюдце terra sigillata. При падении со столика посуда разбилась, но реставраторы смогли собрать фрагменты и восстановить её. У ножек столика также стояли керамические амфоры, кувшины и ещё один стеклянный сосуд. Всё это свидетельствует об активном использовании столовой посуды по всему дому.

13.jpg
Гипсовые отливки кровати, сундука и столика / Parco archeologico di Pompei.

Вторая раскопанная комната первого этажа Дома с ларарием напоминает кладовку — стены в ней не оштукатурены, а пол представляет собой просто битую землю. Здесь тоже удалось получить гипсовые слепки предметов. В одном случае это оказалась полка с амфорой, во втором — стопка досок, связанных верёвкой. Доски разного размера, из разного дерева, с разной степенью обработки. По-видимому, они предназначались для починки мебели и прочего бытового ремонта.

14.jpg
Гипсовая отливка стопки деревянных досок в кладовке / Parco archeologico di Pompei.

Мимо комнат шёл короткий коридор, в котором, судя по гипсовому слепку, стоял двухметровый шкаф с четырьмя створками. Обрушившийся второй этаж сильно его повредил, но следы на стене за ним указывают на как минимум пять полок, на верхних из которых стояла столовая и кухонная посуда: кувшины, амфоры, стеклянные блюда.

15.jpg
Гипсовая отливка шкафа, стоявшего в коридоре, с сохранившейся в пустоте от него посудой / Parco archeologico di Pompei.

Все находки свидетельствуют о том, что владельцы дома имели некоторый достаток, позволивший им расписать ларарий и приобрести дорогой бронзовый сервиз, однако на поддержание высокого уровня жизни, включая богатую отделку всего дома, средств у них, по всей видимости, не хватало. Мебель также не представляла из себя ничего эксклюзивного, что указывало бы на высокий статус обитателей домовладения. По мнению Массимо Осанны (Massimo Osanna), бывшего директора Помпей, дом мог принадлежать людям, которые бы и рады проводить время в оциуме (древнеримском досуге, включавшем наслаждение интеллектуальными занятиями в окружении предметов искусства), но не могли себе это позволить.

Своеобразным «бонусом» к помещениям Дома с ларарием можно считать уже исследованную комнату соседнего домовладения. Там с помощью гипсовых отливок удалось восстановить частично обрушившийся подвесной потолок.

16.jpg
Гипсовая отливка обрушившейся части потолка / Parco archeologico di Pompei.

Судя по слепку, он был создан по традиционной технологии, которую сейчас называют incannucciato: перевязанный в пучки или циновки тростник прикрепляется к перекрытию между этажами, укрепляется марлей или сеткой из другого материала и поверх обмазывается штукатуркой. При невысокой стоимости устройства такой потолок был доступен не слишком богатым горожанам. Часто такой потолок украшали фресками.

Кроме потолка, археологи Помпей смогли сделать отливки элементов декора, украшавшего северную, восточную и южную стены комнаты. Некоторые из панелей стен имели орнамент в виде кессонов с гравировкой, в то время как другие были отделаны интарсией (одной из разновидностей инкрустации) из мелких и тонких костяных элементов, часть из которых сохранилась на своих первоначальных местах. Раскопки этого дома также сулят множество интересных находок и открытий в будущем.

Автор: Юлли Улётова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее