Цивилизация на нервах

Людей, страдающих неврозами, всё больше. Многочисленные стрессы, проблемы в отношениях и неумение разобраться в себе — всё это может стать причиной разнообразных болезненных состояний: от бессонницы и панических атак до аритмии и мучительных болей. О неврозах и о том, как их лечить, мы поговорили с Александром Ивановичем Утробиным, врачом-психиатром, психотерапевтом, членом Российского общества психиатров и членом профессиональной медицинской психотерапевтической ассоциации.

— Александр Иванович, правда ли, что человечество всё чаще страдает неврозами?

— Да, тема неврозов сверхактуальна в современном мире. Сам термин несколько устарел, но актуальность проблемы от этого не уменьшилась. По данным разных авторов, неврозами страдают от 68 до 75% населения экономически развитых страх. Касается это и России. Несомненно, уровень невротизации в текущих условиях будет всё возрастать.

— А как бы вы объяснили, что такое невроз?

— Согласно определению мэтра отечественной неврозологии Бориса Дмитриевича Карвасарского, «Невроз — это психогенное (конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека». Для неврозов характерно огромное разнообразие клинических проявлений: от тревожных расстройств, неврастении и других психических проявлений до психосоматических расстройств.

Говоря проще, в основе невроза лежит внутриличностный конфликт. Представим это так: я дружу с Дашей, но это не просто дружба, а способ реализации моих базовых эмоциональных потребностей, например, потребности в надёжной привязанности, принятии, заботе и т. п. Если в этой дружбе я не удовлетворяю своих внутренних потребностей, возникает конфликт.

Долгое время нереализованная потребность вызывает разного рода эмоциональное напряжение, которое становится индикатором этого состояния. При этом потребность, которую человек переживает через свое физиологическое состояние или чувства, завязана на объект отношений. Внутриличностный конфликт — это краеугольный камень формирования невроза. На фоне хронически нереализуемых базовых эмоциональных потребностей у человека включается так называемый механизм невротической защиты.

— Она помогает нам справиться с хронической неудовлетворённостью?

— Невротическая защита — это психологическая защита, которая, тем не менее, мешает нам осознавать травмирующие обстоятельства. Информация о травмирующей ситуации вытесняется из сознания в бессознательную сферу, и формируется невротический симптом: тревога, лабильность (перепады) настроения, психосоматические заболевания и т. п. Далее формируются неадаптивные стратегии совладания и вторичные выгоды — изменение особо значимых отношений личности с целью установления контроля над психотравмирующей ситуацией.

— Вы говорили, что внутриличностный конфликт — это краеугольный камень возникновения неврозов. А как психиатры понимают личность человека?

— Личность можно описать как содержательные процессы или то, как человек взаимодействует с миром и другими людьми, каким образом он понимает мир, осознаёт и познаёт его. В ответ на взаимодействие с миром, другими людьми и самим собой у человека возникают так называемые чувственные процессы: эмоции и чувства. И, наконец, существуют мотивационно-поведенческие процессы или то, как человек действует или бездействует в ответ на возникшие эмоции или чувства. Если эти взаимодействия нарушены и хронически не реализуется базовая эмоциональная потребность, возникает невроз. 

Одна из проблем, связанная с неврозами — сложность принятия решения. Обычно в ситуациях, которые требуют решения, невротическая личность не осознаёт наличие конфликта, человек вытесняет содержание конфликта в бессознательное и, таким образом, не может принять решение.

— Насколько я понимаю, неврозы часто сопровождаются вегетативными расстройствами. Как наше тело может отвечать на конфликт в психике?

— Такие расстройства могут быть очень разнообразными, а симптомы — весьма изменчивыми. Часто отмечаются несистемное головокружение, напряжение мышц, особенно шейно-воротниковой зоны, тахикардия, экстрасистолия (один из видов нарушения сердечного ритма), неприятные ощущения в груди, изменения артериального давления, ощущения прохождения волн жара и холода и др. Кроме того, нередки нарушения, связанные с дисфункцией органов дыхания, пищеварения, мочевыделения, терморегуляции.

Вегетативные расстройства могут также проявляться пароксизмальными кризами, более известными под термином «панические атаки». Практически постоянный спутник невроза — нарушения сна и расстройства сексуальной сферы.

— Таким людям свойственно излишне тревожиться по поводу и без?

— Да, им часто сопутствует тревога или переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Это неотъемлемый компонент адаптационной реакции организма на стрессовое воздействие, которое сопровождается вегетативными нарушениями.

— А вы не можете спутать расстройство на почве невроза с какой-нибудь другой болезнью?

— Конечно, мы обязательно направляем пациентов к врачам-интернистам для исключения патологии внутренних органов. Однако по ряду признаков (структуре личности, анамнестическим данным и др.) мы часто с большой долей вероятности можем предположить психический компонент в развитии невротической симптоматики. Надо сказать, такие пациенты могут длительно обследоваться, лечиться и даже оперироваться у других специалистов — без улучшения.

— Таких людей сейчас становится больше?

— Их стало больше уже после начала пандемии ковида, а сейчас люди с тревожным расстройством обращаются за помощью в разы чаще. При этом тревога часто достигает уровня паники. Неврологи, психологи, психотерапевты работают на износ и часто сами не успевают обратиться за помощью, которая им тоже бывает остро необходима. Тревожное расстройство как вариант невротического состояния всё больше и больше захватывает людей в свои объятия.

  Всегда ли невротики нуждаются в помощи специалистов? Знаю, есть люди, которым состояние безысходности и страданий доставляет не столько дискомфорт, сколь своеобразное удовольствие…

— Действительно, такие люди сильно центрированы на своих симптомах и часами могут о них говорить. Но надо понимать, что это состояние не является нормой и требует лечения. Дистимия — изменение настроения в виде маскированной, так называемой ларвированной депрессии — частый спутник невроза. Обычно она сопровождается сниженным фоном настроения с чувством тоски, печали, исчезновением или снижением способности радоваться жизни, интересов и инициативы, избеганием контактов с окружающими. Всё это признаки патологии.

— Что тогда делать пациенту, у которого надёжно диагностирован именно невроз?

— К сожалению, медикаментозная терапия не имеет хороших перспектив в лечении невроза. Хотя, конечно, в ряде случаев при выраженных вегетативных проявлениях, тревоге или депрессивной симптоматики медикаментозная коррекция бывает необходима.

Избавление от невроза лежит, главным образом, в плоскости психотерапевтических воздействий. При этом важно решить ряд вопросов. Важно, чтобы пациент увидел связь своих симптомов с психологическими причинами своего невроза. Очень важно проанализировать все значимые отношения, где есть негативные переживания и аффекты.

При этом отношение человека к самому себе — важнейший фактор любых отношений в любой жизненной ситуации. Всё необходимо рассматривать через призму отношения человека к самому себе. Пытаясь разобрать любой конфликт с кем-то, спросите себя — а как в этой ситуации вы относитесь к себе? Как это связано с вашей тревожностью? Постарайтесь провести линию между межличностными отношениями, отношением к себе и связью с вашими симптомами.

Тело часто реагирует на негативные события. Телесные реакции помогают обратить внимание на отношения к самому себе и другим. Для выстраивания связей между симптомами и психологическими причинами постарайтесь ответить себе на следующие вопросы. Что можно считать психологическими причинами, которые связаны с вашим симптомом? Что вы сами считаете психологическими причинами проявления симптома? Вполне возможно, что те отношения, которые вы осознанно считаете незначимыми, могут оказаться очень важными.

Спросите себя, при каких обстоятельствах возникают ваши симптомы, ваше состояние? В рамках каких отношений они развиваются? Как вы относитесь к себе в этой ситуации и почему отношение именно такое? Какое ваше отношение к самому себе участвует в возникновении симптомов? Как вы относитесь к себе вне симптомов и во время их? В чём разница?

Ну, и, наконец, ещё пара немаловажных вопросов: как ваше отношение к себе влияет на отношения со значимыми для вас людьми? Какие отношения со значимыми людьми служат психологическими причинами, вызывающими симптом? 

Ответы них могут пролить свет на ваши внутренние конфликты и помочь разобраться с причинами своих симптомов или болезненных невротических состояний. Собственно, это нужно для работы над собой и избавления от невроза.

Мы не может изменить всех людей вокруг, а тем более весь мир. Но мы можем измениться сами, изменив своё отношение к происходящему. Вспомним известное изречение, приписываемое немецкому философу Фридриху Кристофу Этингеру: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого».

Автор: Наталия Лескова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее